Методические рекомендации

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

26.04.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

20.03.2024

Тема: "Родина моя Беларусь в лицах. Защитники отечества"

22.02.2024

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

25.01.2024

 

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 25 января 2024 года.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

На первом этапе актуализируются знания о науке и образовании Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»

  1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
  1. Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
  1. Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
  1. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
  1. Какая фигура изображена на слайде? Где установлен памятный знак? Какое применение имеет данная фигура в науке и технике?

В фокусе обсуждения: важность образования и науки в современном мире; качество образования; активная гражданская позиция по отношению к профессиональному росту; важность образования для развития личности и общества; интеллектуальный и творческий потенциал; значимость научных открытий для повседневной жизни; чувство гордости за ученых Беларуси; поддержка молодых ученых, государственная поддержка одаренных учащихся; тесное взаимодействие учреждений образования как возможность раскрытия способностей к реализации интересов учащейся молодежи; условия для поддержки одаренной и талантливой молодежи; Национальный детский технопарк, упорство в достижении цели; расширение кругозора в области достижений отечественной и мировой науки. 

Далее ведущий предлагает познакомиться с деятелями науки, представителями системы образования (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)).

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным деятелем науки / представителем системы образования.

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

 

Данный этап может быть проведен с приглашенными как брифинг или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому».

Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

 В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

 

Примерные вопросы приглашенному:

  • Испытываете ли Вы гордость за свою профессию?
  • Считаете ли Вы, что профессия педагога / ученого в современном обществе является особенно важной?
  • Расскажите, как долго Вы работаете в сфере образования / науки.
  • Что самое трудное в профессии учителя (преподавателя) / ученого?
  • Что самое интересное в Вашей профессии?
  • Говорят, что каждый учитель (преподаватель) считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
  • Кого Вы считаете своим главным учителем?
  • Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
  • Есть ли у Вас примеры, когда Ваши учащиеся (студенты, аспиранты и др.) достигали значительных успехов?
  • Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
  • Как Вы считаете, должен ли учитель (преподаватель) заниматься исследовательской деятельностью?
  • Кто или что влияет на выбор научной сферы деятельности?
  • Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере науки?
  • Как вы считаете, какие качества отличают учителя (преподавателя) / ученого – патриота своей родины? Что для Вас означает –быть патриотом своей страны?
  • Как вы считаете, какую роль играет образование в патриотическом воспитании молодого поколения?
  • Какова роль учреждений образования / научных организаций в формировании активной гражданской позиции молодежи?
  • Учитель (преподаватель) / ученый – это профессия, должность или призвание?
  • В чем состоит главная задача педагога / ученого? Какими чертами характера он должен обладать?
  • Продолжите предложение «Учитель (преподаватель) / ученый – это…». / Современный учитель (преподаватель) / современный ученый. Как Вы можете их охарактеризовать?
  • Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
  • Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы свою профессию на другую? Почему?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка, педагога / ученого инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какова роль образования и науки в жизни современного человека?

– Какова миссия педагогов и ученых в современном обществе?

 

«Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле…Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…» – писал великий педагог В.А. Сухомлинский.

Учитель (преподаватель) / ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества. Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело.

 

– Опишите типичный трудовой день педагога / ученого «Один день из жизни профессионала», используя только существительные.

 

свернуть

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

21.12.2023

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 21 декабря 2023 года.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

На первом этапе актуализируются знания о культуре и искусстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»

 

В своих выступлениях Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала». https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-duhovnosti-i-kulture

 

  1. Назовите музейные сокровищницы Беларуси.
  2. Назовите значимые объекты Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
  3. Центром каких международных театральных, музыкальных и кинофестивалей является Беларусь?
  4. Какой республиканской акции посвящен данный видеоролик? Какова цель этой акции?
  5. В дни новогодних и рождественских праздников стало доброй традицией чествовать заслуженных граждан нашей республики, внесших значительный вклад в дело сохранения духовных ценностей. Как называется эта премия? Кому и за какие заслуги она присуждается в области культуры и искусства?

 

В фокусе обсуждения: духовное возрождение, историко-культурные ценности белорусского народа, самобытность культуры, духовные ценности и традиции, национальная гордость, сохранение национального культурного наследия, нравственный фундамент нации, патриотизм, наиболее значимые объекты наследия; охрана историко-культурного наследия как обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе.

 

Далее ведущий предлагает познакомиться с деятелями культуры и искусства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)».

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, деятелем культуры и искусства.

 

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

Данный этап может быть проведен с приглашенными как брифинг[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

 

Примерные вопросы приглашенному:

  • Если Вы принимали или сейчас принимаете участие в социальных проектах (акциях), поделитесь своими впечатлениями.
  • Как вы считаете, какую роль играет культура в патриотическом воспитании населения?
  • Какова роль учреждений культуры в формировании активной гражданской позиции молодежи?
  • Как давно Вы работаете в сфере культуры?
  • Что послужило причиной выбора именно этой сферы творчества?
  • Какие трудности Вы испытывали в своей профессиональной деятельности и как их преодолели?
  • Как Вы оцениваете результат своей работы?
  • Считаете ли Вы, что Вам повезло в жизни (в творчестве)? Что Вы можете сказать в отношении везения?
  • Успех – это удача или работа над собой?
  • Что Вы можете посоветовать творческим людям для достижения ими успеха?
  • Наверняка у Вас в работе бывали курьезные случаи. Можете рассказать об одном из них?
  • Какое место в Вашей жизни занимают книги?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка, деятеля культуры и искусства, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Знакомы ли вы с результатами труда номинантов премии «За духовное возрождение» в 2022 году? Если знакомы, расскажите, как творчество этих деятелей искусства способствует духовному возрождению Беларуси.

– Кого вы (ваш школьный коллектив) могли бы рекомендовать как кандидата на эту высокую премию? Чему может быть посвящено творчество претендента на премию? Какими качествами он должен обладать?

Белорусская земля взрастила много выдающихся представителей культуры и искусства. Среди них знаковые личности, о которых знают все: Наполеон Орда, Марк Шагал, Иван Хруцкий, Михаил Савицкий, Янка Мавр, Владимир Каризна, Владимир Мулявин... Всем им присущи такие качества, как разносторонняя одаренность, целеустремленность, сила воли, мудрость, стремление к самообразованию и саморазвитию, любовь к своей Родине. Жизненные примеры известных людей – один из главных факторов влияния на становление личности, формирование приоритетов и ценностей.

Но остается огромное количество наших соотечественников, мало известных широкому кругу, и тем не менее они тоже являются гордостью нашей страны.

– Представьте, что для потомков создается специальная капсула времени, в которой собирается наиболее значимая информация о творческих людях Беларуси нашего времени. Если бы вы создавали такую капсулу, сведения о ком бы вы поместили в данную капсулу и почему?

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

23.11.2023

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https://vospitanie.adu.by//Школа Активного Гражданина/ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации/ШАГ 23 ноября 2023 года.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

 

Сегодня промышленные предприятия Республики Беларусь производят всю транспортную линейку: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда и вагоны, тракторы и другие машины для сельского хозяйства, аэродромную и шахтную технику, технику для дорожного строительства и лесопромышленного комплекса, грузовые автомобили, в том числе самые большие в мире карьерные самосвалы, металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию.

 

Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. … Только труд, знания, образование».

https://za-belarus.belta.by/industry

Президент Республики Беларусь на встрече с активом Гомельской области отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства не прожить».

В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.

 

На первом этапе актуализируются знания о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаем»

 

  1. С 10 по 13 июля 2023 года на площадке выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» в Екатеринбурге (Российская Федерация) прошла международная выставка ИННОПРОМ. Беларусь впервые выступила в качестве страны-партнера. Как вы думаете, чем удивили посетителей белорусские промышленные предприятия БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «АМКОДОР», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш»), «Белнефтехим»?
  2. Какие экологичные виды транспорта производятся в Беларуси?
  3. Что представляет собой промышленный туризм и агротуризм в Беларуси?
  4. Что и почему в Беларуси называют красным золотом химической промышленности?
  5. Ежегодно в третье воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Как называется ежегодный республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села и какова его цель?

В фокусе обсуждения: суверенная Беларусь, отрасли машиностроения, национальные бренды в сфере транспортного машиностроения, отрасли экономики, качественную работу которых обеспечивает белорусское машиностроение, экологичные виды транспорта; калийные соли и современная медицина; промышленный туризм, востребованность химической продукции на внутреннем рынке страны и за рубежом, престиж аграрных профессий, особенности труда в области сельского хозяйства, требования к личностным качествам тружеников, социальное развитие села, героизм сельских тружеников, высококвалифицированные кадры, уважение к людям труда, чувство гордости за профессию родителей и земляков, положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.

Далее ведущий предлагает познакомиться с тружениками промышленного производства, сельского хозяйства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)»).

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным тружеником производства, сельского хозяйства.

 

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

 

Данный этап может быть проведен с приглашенными в виде брифинга[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

 

Примерные вопросы приглашенному:

Расскажите о своей профессии.

С кем или с чем связан выбор Вашей профессии?

Какой путь получения профессии Вы прошли?

Каких знаний и умений требует Ваша профессия?

Были ли трудности в овладении профессией? Если да, то, что помогало Вам их преодолеть?

Что позволило Вам состояться в профессии? Добиться успехов?

Что необходимо для того, чтобы стать профессионалом своего дела?

Что представляет собой Ваш рабочий день? В каких условиях Вы работаете?

Повторили бы Вы выбор данной профессии, если бы была возможность все начать сначала?

Если Ваш сын (дочь) решит пойти по Вашим стопам, как Вы к этому отнесетесь?

Что для Вас значат сфера вашей деятельности и люди, работающие в ней?

Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается выбрать данную профессию?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка, успешного труженика производства или сельского хозяйства, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какие из услышанных сегодня фактов удивили вас? Почему?

– Кто из вас может сказать, что он является представителем династии хлеборобов, другой важной профессии, о которой сегодня упоминали? Готовы ли вы продолжить главный труд нескольких поколений своей семьи?

– Если кто-либо из вас хочет связать свою будущую профессиональную деятельность с одной из отраслей сельского хозяйства или промышленности, поделитесь своими планами на будущее.

 

Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, модернизировано сельское хозяйство, созданы инновационные производства. Были возведены агрогородки, больницы, школы и детские сады, дороги и мосты, библиотеки и стадионы.

Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.

Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на благо своей Родины люди.

 

Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

 

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

26.10.2023

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале

https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентация / ШАГ 26 октября 2023 года.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. В семье человек рождается не только физически, но и духовно. Семья – это дом, место, где уютно и спокойно, где всегда поймут и поддержат, помогут решить проблемы и искренне разделят радость. Очень важно, чтобы семья была прочной и полной.

На первом этапе актуализируются знания о роли семьи в жизни человека, общества и государства с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2020/2021 уч. г.

В информационных материалах содержится информация для ответа и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаем»

  1. Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Какую поддержку получает семья в нашей стране?
  2. Кому и за что вручается эта государственная награда – ?
  3. 3.Каковы обязанности детей по отношению к семье и родителям?
  4. С 2012 г. в Беларуси проводится конкурс «Семья года». Какова его цель?
  5. Каким праздничным днем начинается и каким заканчивается Неделя родительской любви? Как вы считаете, насколько она значима для сохранения духовно-нравственных ценностей семьи?

Далее ведущий предлагает познакомиться с людьми, которые успешны в воспитании детей, семейной жизни (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал»).

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным в воспитания детей, семейной жизни.

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать информацию, представленную Министерством труда и соцзащиты, облисполкомами и Мингорисполкомом. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

Данный этап может быть проведен с приглашенными на встречу в виде брифинга[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].

Примерные вопросы приглашенному:

Считаете ли Вы, что семья является важной составляющей общества?

Есть мнение, что семья – это общество в миниатюре. Что Вы думаете по этому поводу?

Как Вы относитесь к суждению, что единение в стране должно начинаться с единения в семье?

Какие ценности, на Ваш взгляд, лежат в основе семейного счастья?

Говорят, что семья – это бесконечное поле для работы, прежде всего над собой. Что Вы думаете по этому поводу?

Что дает семья современному человеку?

Существует мнение, что семью укрепляют традиции. Согласны ли Вы с этим утверждением? Расскажите о традициях Вашей семьи.

Какой, по Вашему мнению, может быть формула семейного счастья?

Что самое трудное в семейной жизни?

Как организована жизнь в Вашей семье?

Кто является главой семьи? Что значит быть главой семьи?

Какие качества Вы цените в членах Вашей семьи?

Какой любимый праздник Вашей семьи?

Как в Вашей семье строятся отношения с детьми?

Как Вы считаете, что самое главное в отношениях родителей и детей?

Есть ли у Вас хобби? Поддерживают ли его члены Вашей семьи?

В фокусе обсуждения: семейные ценности, семейные традиции, роль семьи в формировании гармоничной личности, семейное счастье, нравственные основы семьи, Неделя родительской любви, пример родителей, счастливая семья, любовь, верность, жертвенность, патриотизм.

При отсутствии возможности пригласить земляка, успешного в воспитания детей, семейной жизни, инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

- Объясните смысл высказывания В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Как это выражение характеризует взаимосвязь понятий «семьянин – гражданин»?

Советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение».

Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала

«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

свернуть

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма)

28.09.2023

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в сентябре 2023 года.

Дата проведения 28.09.2023.

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма)

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентация / ШАГ 28 сентября 2023 года.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественной церемонии открытия II Игр стран СНГ отметил: «Мы сделали и будем делать все … для того, чтобы Игры стран Содружества стали настоящим символом дружбы, мира и созидания.

Девиз наших Игр – «Сильный характер – яркая игра!». Это не только про спорт. Это про каждого из нас.

Пришло время мужественных и решительных людей, людей, способных постоять за честь страны, за победы своих отцов и будущее своих детей. Это – наше время…

Нас невозможно – ни россиян, ни белорусов, ни других – вычеркнуть из международного олимпийского и спортивного движения. Вы всегда будете востребованы. Вы всегда будете в деле».

https://www.belta.by/president/view/vystuplenie-lukashenko-na-torzhestvennoj-tseremonii-otkrytija-ii-igr-stran-sng-580611-2023/

На первом этапе актуализируются знания о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 уч.г.

Игра включает 5 вопросов (см. презентацию). В игре участвуют все учащиеся. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку после сигнала. Другие учащиеся игры дополняют ответ. Ответы учащихся обобщаются ведущим.

В информационных материалах содержатся материалы для ответов и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

Вопросы для интерактивной викторины «Мы узнаем»

1. Что свидетельствует о том, что здоровье людей, развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики в Республике Беларусь?

2. Как вы думаете, какое значение для спортсменов стран СНГ в целом и Беларуси в частности имеют II Игры стран Содружества?

3. Какова результативность выступления белорусской команды на II Играх стран СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые своими достижениями прославили Республику Беларусь на этих играх.

4. Как вы считаете, почему развитию туризма придается особое значение в социально-экономическом развитии нашей страны?

5. Какая спортсменка завоевала первую олимпийскую медаль в истории белорусского женского фристайла?

В фокусе обсуждения: Беларусь в мировом спортивном сообществе; физкультурно-оздоровительная работа с населением, развитие массового спорта; белорусские спортсмены на II играх СНГ, гордость за свою страну, развитие интереса к различным видам спорта; туризм в Республике Беларусь.

Далее ведущий предлагает познакомиться с выдающимися спортсменами Республики Беларусь (см. слайды презентации «Герои спорта»).

ШАГ 2. «Мы размышляем». Знакомство с земляком, посвятившим свою жизнь спорту (добившимся высоких результатов в спорте).

Кандидатуры для знакомства на мероприятии «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать информацию, предоставленную Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, облисполкомами и Мингорисполкомом. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

Данный этап может быть проведен с приглашенными в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому» .

Примерные вопросы приглашенному:

 Как вы считаете, какие качества отличают спортсмена – патриота своей родины? Что для Вас, спортсмена, означает быть патриотом своей страны?

 Что для Вас значит спорт?

 Когда Вы начали заниматься спортом?

 Почему выбрали именно этот вид спорта?

 Какой важный урок вы вынесли из своей карьеры профессионального спортсмена?

 Какая награда для Вас, спортсмена (тренера), является самой высокой?

 Были ли такие моменты в Вашей жизни, когда хотелось изменить сферу деятельности? Если да, то почему?

 Спортсмен обязан стремиться быть первым. Это факт. Но стать чемпионом удается не всем. Это тоже факт. Говорят, нужно уметь проигрывать. Какой смысл, на ваш взгляд, заложен в этом суждении?

 Если бы Вы снова стояли перед выбором, что бы выбрали и каких ошибок постарались избежать?

 Есть ли спортсмен (тренер), которого вы считаете образцом для подражания? Почему?

 Что Вам дал спорт? Чему научил?

 Есть ли у вас хобби или интересы помимо спорта?

При отсутствии возможности пригласить земляка инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует обсуждение учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В фокусе обсуждения: ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к Родине, верность своему делу, мужество, стойкость, приверженность нравственным идеалам.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

 Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволили всему миру узнать о нашей стране.

Всем любителям спорта известно то щемящее чувство гордости за свою страну, когда наши спортсмены поднимаются на пьедестал почета и в их честь звучит Государственный гимн Республики Беларусь, поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся организовать экскурсию в Олимпийский музей или ознакомиться с экспозицией виртуально на официальном сайте Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (www.noc.by).

Физической культуре и спорту в нашей стране уделяется особое внимание. Благодаря политике государства, осуществляющего поддержку спортсменов, в стране успешно развиваются более 130 видов спорта.

– Какому виду спорта чаще отдают предпочтение ваши земляки? Благодаря кому этот вид спорта стал у вас в регионе особенно популярен?

Беларусь известна не только как родина многих выдающихся спортсменов, но и как объект агротуризма, экологического и медицинского туризма.

– Какой объект туризма в вашем регионе привлекает больше всего посетителей? Кто особенно способствовал его развитию?

Далее педагог сообщает, что после каждого проведенного мероприятия в течение учебного года предлагается создать страницу виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.

Разработанные учащимися страницы альбома можно будет размещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы по праву гордимся.

В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом (не менее 8 страниц), который станет основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г.

Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки на альбомы необходимо направить в Национальный институт образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2024 г. Впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов.

Следующая тема ШАГа «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания).

свернуть