Советы дефектолога

Описание деятельности учителя-дефектолога

Задачи дефектологической службы школы

  • Оказание своевременной квалифицированной дефектологической помощи детям с особенностями психологического развития, коррекция нарушений развития в процессе специальных занятий, содействие в достижении уровня общеобразовательной подготовки;
  • реабилитация и своевременное выявление, учет и раннее диагностирование детей с особенностями психофизического развития;
  • проведение консультативной работы среди педагогов, воспитателей, родителей.
  • коррекция недостатков нарушения звукопроизношения, преодоление нарушений письма и чтения

Основная деятельность учителя-дефектолога

  • Компенсация и коррекция имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.
  • Постановка и автоматизация звукопроизношения

Основные формы работы

  • Учебные, коррекционные занятия
  • Консультации для родителей и педагогов

 

Большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому только  занятия учителя-дефектолога  в школе не дадут результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

 

 

График работы в пункте коррекционно-педагогической помощи

учителя-дефектолога

Гулян Нелли Сергеевны

на 2023/2024 учебный год

 

День недели

Время работы

Содержание работы

 

Понедельник

8.35-9.10

Консультация для родителей (первый понедельник месяца)

9.15-16.10

Коррекционная работа с учащимися

Вторник

9.15-16.00

Коррекционная работа с учащимися  

Среда

10.05-16.10

Коррекционная работа с учащимися

Четверг

10.05-16.05

Коррекционная работа с учащимися

Пятница

10.05-16.05

Коррекционная работа с учащимися

 

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или с подгруппой учащихся.

Направления :

-формирование грамматического строя речи

-развитие связной речи

-коррекция звукопроизношения

-совершенствование навыков письма и чтения

 

Цели:

  • Своевременное выявление и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, имеющим нарушение в развитии устной и письменной речи;

Задачи:

  1. Проводить диагностику учащихся с целью выявления нарушений устной и письменной речи
  2. Корректировать нарушения в развитии речи учащихся;
  3. Определять оптимальные психолого-педагогические условия, создаваемых в образовательном учреждении для развития каждого ребенка;
  4. Формировать толерантное отношения к учащимся с особенностями психофизического развития у учеников образовательного процесса;

 

«Правила дружбы»

17.05.2023

памятка

 

Чтобы найти себе хорошего друга, тебе, по советам психологов, нужно соблюдать несколько не таких уж и сложных советов.

Близость по территории — именно этот фактор практически всегда становится первопричиной зарождающейся дружбы. Практически все обретают друзей в среде одноклассников, коллег или соседей.

Схожесть интересов. Дружба достаточно часто основывается на том, что люди имеют похожие интересы. Однако это не значит, что они должны полностью совпадать. Большинство социологов также сюда относят и похожее социальное положение, считая, что люди, принадлежащие к одному социальному кругу, могут гораздо легче найти общий язык.

Друзья всегда взаимодействуют друг с другом, так как это способно в значительной степени сблизить людей. Именно через взаимодействие люди лучше узнают вкусы и особенности других. Кроме того, это позволит тебе почувствовать себя частью группы, которая занимается одним общим делом.

С друзьями принято делиться какой-нибудь личной информацией. Без самораскрытия дружить могли бы только коллеги по работе. Для успешной дружбы немаловажен не только сам факт передачи личной информации, но и эмоциональность, с которой эта информация передается. Как правильно дружить

Ученые провели много исследований, которые показали, что при всех различиях в культуре, правила дружбы у всех народов примерно одинаковые. Кодекс настоящей дружбы включает в себя четыре базовые части: обмен, интимность, отношение к третьим лицам и координацию.

Обмен:

— с другом нужно делиться информацией о своих успехах;

— своего друга всегда нужно эмоционально поддерживать;

— помогать другу в случае, если он в чем-то нуждается;

— старайся, чтобы другу было приятно находиться в твоем обществе;

— нужно возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

— другу нужно доверять и быть в нем полностью уверенным.

Отношение к третьим лицам:

— необходимо проявлять терпение по отношению к другим друзьям;

— не критикуй своего друга, если вы не наедине;

— если твой друг рассказал тебе какой-нибудь секрет, сохрани его и никому о нем не говори;

— в личные отношения твоего друга лучше не совать нос, тем более не следует его ревновать.

Координация:

— не стоит быть чересчур назойливым и тем более читать другу унылые нотации;

— тебе придется с уважением относиться к внутреннему миру своего друга. Виды дружбы

Однако вполне может оказаться, что у тебя дружба будет особенной. Допустим, наш национальный характер предполагает, что с друзьями делятся скорее удачами, чем разочарованиями. Зачастую друг может и прочитать тебе мораль. Между прочим, дружеские отношения, как и многие другие, могут быть разорваны по разным причинам:

— переезд в другое место;

— предательство;

— из-за личных качеств друга, например подлость, непорядочность, зависть и т. д.;

— расхождение интересов.

Существует четыре основных вида дружбы.

Слияние. При такой дружбе сама по себе дружба отходит на второй план, так как сочетается с какой-нибудь другой социальной ролью. Например, принято считать, что родственники должны дружить друг с другом и помогать по возможности.

Замещение. Такой вид дружбы наиболее яркий. Она возникает в случае, когда дружащие люди чувствуют в себе потребность в компенсации каких-то недостающих ролей. Больше всего доверия между такими людьми появляется тогда, когда они ни при каких условиях не могут проявить себя в общественной жизни.

Дополнение. Со стороны такие дружеские отношения выглядят наиболее рационально. У друзей здесь четкие и строго разграниченные функции. Допустим, с одним из своих друзей ты будешь делиться переживаниями, удачами и мыслями, с другим — ходить играть в футбол, с третьим — обсуждать что-либо.

Конкуренция. При этих отношениях дружба может оказывать достаточно сильное влияние на служебные или даже семейные отношения. Это далеко не всегда может быть положительное влияние.

свернуть

Как вести себя в конфликтной ситуации

17.05.2023

памятка

 

Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Чарльз Ликсон

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

 

Причины конфликтов:

  • Противоречия между интересами, взглядами.
  • Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.
  • Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
  • Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять понимание и сопереживание к другим, реагировать на критику).

 

Правила эффективного поведения в конфликте

  1.  Остановись! Не торопись реагировать!
  2.  Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
  3.  Откажись от установки: "Победа любой ценой!"
  4.  Подумай о последствиях выбора!

 

Когда ты очень раздражен, разгневан…

  1.  Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
  2.  Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
  3.  Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
  4. Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

 

Варианты поведения в конфликтных ситуациях:

  • Избегание (нежелание вступать в конфронтацию, уход от конфликта).
  • Компромисс ("половинчатая" выгода каждой стороны).
  • Сотрудничество (учитываются интересы обеих сторон).
  • Приспособление одной из сторон к целям и интересам другой.
  • Соревнование (выигрывает одна из сторон конфликта).

 

Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах

Стратегия

Плюсы

Минусы

Избегание

Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой

Проблема остается неразрешенной

Компромисс

Когда другие стратегии неэффективны

Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал

Сотрудничество

Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом

Требует много времени и сил, успех не гарантирован

Приспособление

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого

Твои интересы остались без внимания, ты уступил

Соревнование

Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить

Эта стратегия может сделать тебя непопулярным

 

Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!

свернуть

Аутизм. Понимать и принимать.

13.01.2023

Понимать и принимать

Мы с вами живем в инклюзивном обществе, открытом ко всем людям вне зависимости от особенностей развития. Общественные пространства постепенно адаптируют для людей с особенностями, поэтому и встретиться с ними теперь можно чаще — это хорошие новости. Плохие — что не все пока знают, чего ожидать. Аутизм — это особенность развития, которая влияет на поведение, социальные и коммуникативные навыки. Человек с аутизмом может вести себя необычно для окружающих: трясти кистями рук, ходить на цыпочках, вскрикивать, бормотать себе под нос, а в стрессовой ситуации даже бить себя. Встречаясь с таким поведением, избегайте осуждения и любопытства. Люди с аутизмом обычно находятся рядом с кем-то из близких — он подскажет вам, как себя вести именно с этим человеком.

Как рассказать ребенку о людях с особенностями развития при встрече с ними?    Будьте примером.  Отношение ребёнка к сверстникам с особенностями развития во многом зависит от отношения окружающих его взрослых. Если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к другим детям (включая детей с инвалидностью), то его дети будут вести себя так же. Помните, что своим поведением вы формируете отношение вашего ребёнка к окружающим!

Быть рядом.  Для того, чтобы лучше понимать особенности людей, нужно жить рядом с ними. Важно, чтобы люди с особенностями развития (дети и взрослые) могли учиться, играть, отдыхать, работать и общаться вместе с обычными людьми. Если ваш ребёнок задает вопросы о ментальной или физической инвалидности, не переводите разговор на другую тему. Постарайтесь использовать простой и доступный язык для объяснения.

Начните с того, что все люди разные.  У одних людей светлые волосы, у других — темные; кто-то очень быстро бегает или высоко прыгает, а кому-то нужна помощь с передвижением. У всех нас есть сильные стороны и трудности. Если ребёнку не понятно, почему кто-то ведет себя необычным образом (например, раскачивается, повторяет одни и те же фразы или кричит), можно сказать, что скорее всего человеку сейчас по какой-то причине трудно успокоиться. Ребёнку  важно понять, что физические отличия других людей не опасны и не заразны. Отсутствие адекватной информации порождает мифы, страхи и недостаток взаимопонимания.

Мы разные, но мы вместе.  Аутизм, синдром Дауна, церебральный паралич — это особенности развития. Это не болезни, ими нельзя заразиться, поэтому не надо называть таких людей «больными» и предлагать ребёнку пожалеть их. Дети с особенностями развития могут общаться со сверстниками, играть и учиться вместе.

Любое поведение имеет причину. Некоторым людям труднее выразить и регулировать свои чувства. Люди c аутизмом и другими особенностями развития не являются агрессивными по своей природе. У них может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям. Например, человек с аутизмом может закричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать. Научите ребёнка не бояться неожиданной реакции. Постарайтесь понять причину поведения и дать человеку время прийти в себя.

Язык общения может быть разным.  Некоторые люди с аутизмом и другими особенностями развития не пользуются устной речью. Это не значит, что они не хотят общаться или имеют низкий уровень интеллекта. Они могут использовать для общения средства альтернативной коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом). Это помогает им выразить свои желания, мнения, отвечать на вопросы окружающих. Постарайтесь объяснить ребёнку, что все способы общения достойны уважения.

Не надо бояться.  Если ребёнок в замешательстве при встрече со сверстником с нарушениями развития, не уводите его в сторону. Помогите ему познакомиться и не заостряйте внимание на инвалидности. Ведь несмотря на все особенности, общего у нас больше, чем различий.

Нет необходимости подсказывать родителям детей с особенностями развития как им себя вести в сложной ситуации.

Непрошеные советы — это не только нарушение чужих границ, но и лишнее внимание, которое вызовет у родителя или у сопровождающего лица стресс, чувство стыда или раздражение. Будьте уверены: родители и близкие людей с особенностями точно знают их потребности лучше, чем вы. Деликатность пригодится и тут: не комментируйте действия родителей и ребенка, просто ведите себя так, как будто ничего странного не происходит. Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда чьи-то действия угрожают безопасности ребенка с особенностями или вы видите, что помощь действительно необходима. Например, мать не знает, куда деться, а вы в курсе, что за углом есть тихая пустая комната. Но и тогда для начала обязательно корректно уточните, нужна ли ваша помощь.

Как говорить о людях с особенностями развития?  Люди с аутизмом или другими особенностями развития — прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей: жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения или диагноза. Корректно использовать выражения «человек с аутизмом», «ребёнок с РАС», «ребёнок с синдромом Дауна», «дети с нарушениями слуха» и т.д. «Страдать» нарушениями в развитии нельзя. Страдать можно от боли или болезни, обиды, одиночества и несправедливости. Ребёнок или взрослый с особенностями не «страдает», а живет.

Справочно. В Беларуси в настоящее время под наблюдением врача - психиатра по причине расстройства аутистического спектра состоит 2770 детей, их количество растет. По мировым научным данным распространенность расстройств аутистического спектра составляет один  случай на 160 новорожденных.

свернуть

Совершенствуем навык чтения у детей младшего школьного возраста

31.10.2022

Уважаемые родители, известный педагог В. А. Сухомлинский писал:

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

Сегодня мы хотим порекомендовать вам упражнения для развития техники чтения у ребенка, задания формирующие интерес к чтению.

Столбик слов. Поочередно читать слова в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

За 1 минуту найти в тексте слова на какую-то определенную букву.

Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

Найти нужную строчку в тексте. Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице.

Чтение за взрослым. Упражнение вырабатывает скорость произношения слов.

Самозамеры: 3- 4 минуты «жужжащего» чтения. Затем подсчет результата.

Многократность чтения. Первый раз  читает взрослый, второй раз читает ребенок в течение 1 минуты, отмечаем до какого места прочел, третий раз читаем и отмечаем, сколько слов снова прочел. Увеличение темпа чтения, вызывает положительные эмоции, хочется читать снова. Но один и тот, же текст не следует читать более трех раз.

Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, затем предлагает ребенку закончить чтение.

Взрослый ставит проблемный вопрос и предлагает ребенку найти на него ответ в тексте.

Чтение по ролям.

Завести дневник читателя.

Чтение родителями детям книг, статей из журналов, газет, энциклопедий по 20 – 30 минут каждый день (найти столько времени всегда можно).

Дети читают родителям вслух то, что сами хотят.

Дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают, как бы они поступили сами.

Детям нравится чтение, которое называется «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, что с ними играют в прятки: звери, птицы, насекомые, рыбы, растения и т. д.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Если школьник не любит читать, то нужен режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает 1-2 страницы и после этого получает кратковременный отдых.

Если таким образом читать ежедневно, то за 2 недели барьер будет пройден.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияют 200 факторов.

Естественно, что все учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на ученика, то окажется, что фактором номер один является все-таки умение бегло читать.

Так что чтение действительно – самое главное учение!

свернуть

Толерантность

08.11.2021

«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». 

(А.Г. Асмолов)

 

            Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий.

          ГУО «Средняя школа №25 г.Витебск» является опорным в Первомайском районе по интегрированному обучению и воспитанию. И одной из основных наших задач является формирование толерантного отношения к учащимся с особенностями развития, к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Включение таких детей в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации межличностного взаимодействия, что повышает адаптационные возможности.

          Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующим его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете.

          Толерантность к инвалидам — это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

          Каждый гражданин нашей республики должен стремиться поддерживать принципы терпимости, взаимного уважения и мирного сосуществования.

 

свернуть

Советы по развитию памяти у первоклассников

06.10.2021

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания.

Что нужно делать, что бы развить память у ребенка? Необходимо учесть следующие важные моменты:

- чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ему понять, что интересуемся его персоной;

- спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ему оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;

- необходимо быть очень осторожными с телевизором. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-и минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

Предлагаем ряд заданий для развития памяти у детей:                            

Задание 1. Взрослый выкладывает на столе в определённой последовательности несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Задание 2. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок должен вспомнить и воспроизвести как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.

Задание 3. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракетка, голубая коляска, красная машина), а ребёнок должен повторить их в заданной последовательности.

Задание 4. Взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки, а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост и т. д.).

Задание 5. На столе раскладываются счётные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры выкладывать из кубиков.

Успехов Вам! 

 

свернуть

Развитие речи

10.03.2021

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни рассказать о чем-либом …». Да, как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

Речь у детей разная: одних не остановишь. А из других слова не вытянешь. Но даже и молчуны разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1.Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3.Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • Какими словами, красками можно описать время года.
  • Назови слово предмет, слово действие, слова – ассоциации, слово-цвет, только веселые слова.
  • Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.
  • Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что… ;

  • Играйте в игру «Хорошо - плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что телевизор сломался, а что плохого?

  • играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.
  • играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4.Предложите ребенку пересказать сказку. Рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лесу растут грибы. Шишки растут … елке).

6.Учите детей составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро). Середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает». Похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах.

 

Удачи вам !

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям первоклассников по развитию правильных речевых навыков

18.02.2021

Важный показатель готовности к школе  - развитие речи.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

 

Какими речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?

 

Важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затрудняют процесс обучения чтению и письму ребенка. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения.

 

Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1.Состояние звукопроизношения.

  1. Состояние фонематического слуха.

3.Словарь и грамматический строй речи.

4.Состояние связной речи.

  1. Развитие коммуникативной функции речи (предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу).
  2. Развитие мелкой моторики руки.

 

Внимание!

ü Ребенок 6-7 лет не может работать долго: 30-35 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься.

ü Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.

ü При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, осанкой ребёнка при письме! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

ü При выполнении графических задании важны не быстрота, не

количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых

упражнений.

Успехов на пути в школьной жизни!

свернуть

Инклюзивное (включенное) образование в Республике Беларусь

20.01.2021

В системе образования нашей страны создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и обучать его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование - подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: новые методики обучения, адаптированный учебный план.
Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».

свернуть

Комплекс упражнений для занятий с ребенком дома

17.12.2020

Уважаемые  родители!

Предлагаем  Вам комплекс упражнений, которые Вы можете использовать для занятий с ребенком  дома.

Упражнения на развитие внимания

1. Срисовывание картинки по точкам

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом нарисовать такой же рисунок.

Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

2. "Нарисуй узор" - графические диктанты(выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

3. "Зашифрованные цвета"

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка, раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым – все сектора "А", зеленым – все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

 1.«Заметить все»

Положить в ряд 7–10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их  на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы на 10 секунд, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы на 10 секунд Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

2.«Ищи безостановочно»

В течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу ребенок начинает перечислять,  родители могут дополнить.

Рекомендации, как вести себя с заикающимся ребенком:

  1. Не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  2. Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
  3. Объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  4. Поощряйте его общение с другими детьми;
  5. Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

свернуть