- Плата за пользование учебниками и учебными пособиями в 2024/2025 учебном году
Ознакомиться
- Микрорайон школы
Ознакомиться
- Безопасность
Ознакомиться
- Информация о школьной форме
Ознакомиться
- Профилактика насилия
Ознакомиться
Введение новых норм в законодательство в части предоставления инвалидам дополнительных социальных гарантий.
Принят ряд постановлений Правительства и Минтруда и соцзащиты, регулирующих:
систему долговременного ухода как комплекса межведомственных мероприятий по оказанию социальных услуг и медицинской помощи инвалидам; предоставление права родителям, детям, супругам, опекунам (попечителям) инвалидов I группы либо лиц 80 лет и старше, осуществляющих уход с выплатой пособия по уходу, на трудовую деятельность в режиме неполной занятости (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2024 г. № 367);
транспортное обеспечение получателей социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания в формах полустационарного и стационарного социального обслуживания (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2024 г. № 349);
дистанционное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с использованием сетей электросвязи общего пользования и глобальной компьютерной сети Интернет (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2024 г. № 435);
оказание услуги няни для семей с двумя и более детьми-инвалидами, обучающимися на дому, по увеличенному в 2 раза нормативу (с 20 до 40 часов в неделю) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2024 г. № 435);
совершенствование механизма государственного социального заказа в области социального обслуживания в части расширения возможностей использования субсидии, уточнения вопросов оплаты труда работников и др. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2024 г. № 435);
использование средств, получаемых учреждениями социального обслуживания от реализации изделий, изготовленных в рамках деятельности реабилитационно-трудовых мастерских и кружков по интересам, на материальное поощрение инвалидов, принимающих участие в их изготовлении (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2024 г. № 435).
Направлен на усиление поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и семей с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид уже достиг возраста 18 лет, путем:
предоставления права на назначение пособия на других детей старше 3 лет семьям, в которых ребенок-инвалид достиг возраста 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу;
получения семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, всех видов государственных пособий в период краткосрочного нахождения ребенка-инвалида в доме ребенка в связи с оказанием ему услуги медико-социальной помощи;
выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет родителям или другим лицам в период их обучения, переобучения по направлению службы занятости.
Информация для родителей
Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, может быть организовано обучение на дому.
Основанием для организации получения образования на дому является заключение врачебно-консультационной комиссии. Перечень медицинских показаний для получения образования на дому определяет Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
Порядок организации обучения на дому определяет ИНСТРУКЦИЯ о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому. Для организации обучения на дому законные представители несовершеннолетнего учащегося подают в учреждение образования:
Памятка об оказании единовременной материальной помощи многодетным семьям
О дополнительных мерах по социальной
поддержке обучающихся
На основании абзаца шестого статьи 18 Закона Республики Беларусь от 4 января
2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и пункта 2
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2011 г. № 202
«О некоторых вопросах проезда обучающихся» Витебский областной Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Установить дополнительную социальную поддержку в иных случаях, кроме
предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 16 февраля 2011 г. № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 23, 5/33348), в
виде предоставления с 1 сентября по 30 июня права на бесплатный проезд учащимся
учреждений общего среднего и специального образования, расположенных на территории
Витебской области, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем
городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении (кроме
экспрессных маршрутов в регулярном сообщении), городском электрическом транспорте,
осуществляющем перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Данное право реализуется учащимися на основании справки о том, что гражданин
является обучающимся, по типовой форме согласно приложению 1 к постановлению
Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 67
«Об установлении типовых форм справок» (Национальный правовой Интернет-портал
Республики Беларусь, 22.08.2012, 8/26280; 24.03.2017, 8/31887).
2. Обнародовать (опубликовать) настоящее решение в газете «Витебские вести».
3. Настоящее решение вступает в силу с 1 сентября 2018 г.
Председатель В.В.Терентьев
Приемная семья
Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:
Кто может стать приемным родителем:
Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;
- лиц, лишенных родительских прав;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.
Как стать приемным родителем
Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:
-заявление;
-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;
-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;
-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;
-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;
-сведения о доходе за предшествующий год.
Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.
Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.
Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.
Шаг 4. Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.
Шаг 5. После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.
Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.
Контактная информация: отдел по образованию администрации
Первомайского района г. Витебска,
г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14
контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99
Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.
В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:
- опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.
- приемная семья – временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Приемный родитель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии, обязан ездить на курсы повышения квалификации. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек.
- детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т.д.
- патронатное воспитание, форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
- лиц, имеющих судимость.
На воспитание в замещающие семьи передаются:
- дети, родители которых умерли;
- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и др.
Необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в замещающие семьи указаны в таблице 1.
Таблица 1
Приёмная семья | Опекунская семья | Патронатное воспитание |
заявление | заявление | заявление |
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители | паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители) | паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в патронатные воспитатели |
свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке | автобиография кандидата в опекуны (попечители) | паспорт или иной документ, удостоверяющий личность совершеннолетних лиц проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели |
медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители | одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм | |
письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) | медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители), а также членов семьи кандидата в опекуны (попечители) | |
сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год | документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства) | |
письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) - в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие) | ||
свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке | ||
письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним |
Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, опекуны, патронатные воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни указанных кандидатов. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.
Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку) в социально-педагогическом центре г. Витебска, включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов для приёмных родителей и после получения результатов психологической диагностики кандидатов в опекуны, отдел по образованию предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
Для принятия детей под опеку в семью, не имеющую с несовершеннолетним кровных родственных связей, необходимым условием является прохождение психологической диагностики кандидата в опекуны.
После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители, опекуны (попечители) обращаются сектор охраны детства отдела по образованию администрации Первомайского район г.Витебска с заявлением о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
По всем интересующим вопросам обращайтесь в отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска.
Адрес: г.Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14 (каб.508-510).
Контактные телефоны 8 (0212) 64-33-50, 64-33-59, 64-33-68.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигшие совершеннолетия. Минимальный возраст законом не установлен, а вот срок воспитания детей в приемной семье должен быть предусмотрен в договоре – это одно из обязательных условий договора.
При создании приёмной семьи предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.
По всем вопросам создания приёмной семьи можно обращаться в отдел образования, спорта и туризма администрации Первомайского района г. Витебска по телефонам 64 33 50, 64 33 59.
Большинство людей в мире, инфицированных переболевают гриппом в легкой и в средне-тяжелой форме, однако отмечаются и тяжелые случаи заболевания, в том числе с летальным исходом.
Каковы симптомы заболевания?
У большинства детей регистрируются следующие симптомы гриппа. В их число входят:
У детей младшего школьного возраста типичные симптомы могут не проявляться, но у них отмечается затрудненное дыхание и слабая активность.
У детей младшего школьного возраста вероятность развития тяжелого заболевания, в том числе пневмонии, выше, чем у детей старшего возраста.
Как уберечься от инфицирования?
В основном вирусы гриппа передаются от человека к человеку через кашель или чихание больного. Вирус гриппа может попасть в организм через руки при соприкосновении с инфицированной поверхностью. При соблюдении некоторых мер, в том числе личной гигиены, можно предупредить распространение микробов, вызывающих респираторное заболевания:
Что делать, если заболел ребенок?
Если у вашего ребенка появился какой-либо из следующих настораживающих признаков, обратитесь за медицинской помощью:
Симптомы проходят, но потом возвращаются с жаром и сильным кашлем.
Немедленно обратитесь за медицинской помощью!!!
Что следует предпринять родителям, чтобы уберечь своих детей и других членов семьи от гриппа
Ранняя профилактика сезонного гриппа
Самым надежным и эффективным методом профилактики является вакцинация от гриппа.
Обсудите со своим врачом, как вы можете уберечь своих детей и других членов семьи от гриппа в предстоящем сезоне.
Профилактика в период эпидемии гриппа
Избегайте посещения мероприятий и мест с массовым скоплением народа.
Соблюдайте гигиену рук. Мойте руки водой с мылом как можно чаще, особенно после кашля или чихания. Также эффективным является средства для обработки рук на основе спирта.
Следите за состоянием здоровья ребенка и других членов семьи: проверяйте температуру тела и наличие других симптомов гриппа.
Ограничьте контакты ребенка со сверстниками, исключите контакты с людьми с симптомами гриппоподобного заболевания.
Уважаемые родители!
Контролируйте соблюдение мер профилактики гриппа и ОРВИ всеми членами вашей семьи!
Сентябрь – начало учебного занятия. Первое, с чем столкнутся дети, придя в школу, - это существенная нагрузка на глаза. Именно в школьном возрасте у детей чаще появляются зрительные расстройства, в первую очередь близорукость, поэтому особое значение приобретает гигиена зрения у детей.
На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован его режим дня.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения.
Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % - гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% - врожденная миопия и остальные 86 % - гиперметропы слабой и средней степени). Таким образом, с момента рождения уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.
Профилактика нарушения зрения у школьников
Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 - 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5 - 7 часов в день (30 - 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 - 10 часов в день (48 - 60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).
Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей – справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 – 80 ватт. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.
Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 – 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.
Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:
1. Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.
2. Правильно питаться
В рационе близоруких детей должны быть:
морковь - богатый источник бета-каротина;
черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;
красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика;
рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.
цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.
Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.
Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.
Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.
Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позе. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.
Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития.
У маленьких детей осанка ещё нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными. Нарушение осанки в раннем возрасте – это негармоническое развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело в вертикальном положении: сведенные вперед плечи, сутулая спина, выпяченный живот. Таким образом, начинается все с нарушения правильного положения позвоночника в детстве при долгом сидении, лежании и даже стоянии, при отсутствии двигательной активности, обеспечивающей развитие всех групп мышц. Неправильное положение тела становится привычным, а навык правильной осанки утрачивается.
Причины нарушения осанки:
1. Наследственные конституционные особенности строения скелета и мышечной системы.
2. Врожденные пороки и родовые травмы.
3. Неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна.
4. Нерациональное питание.
5. Гипокинезия – недостаток физической активности.
6. Мебель, не соответствующая возрасту и росту.
Как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка?
Сутулая спина затрудняет нормальные движения
грудной клетки, слабые брюшные мышцы не способствуют углубленному дыханию.
Ухудшается работа органов дыхания, поскольку
грудная клетка сдавлена. Все внутренние органы
испытывают дискомфорт. Возникают проблемы с
пищеварением, кровообращением, мочевыделением.
Может наступить расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.
Профилактика нарушений осанки очень важна. И заниматься осанкой ребенка следует с первых дней жизни ребёнка. Есть специальный комплекс упражнений и массажа для детей. Необходимо обеспечить условия для двигательной активности ребёнка. Злоупотребление переносом ребёнка на руках, перевоз в колясках и машинах создают серьёзные препятствия в обеспечении естественной двигательной активности ребёнка. Важно позаботиться и о том, чтобы детская мебель (стол, стул) была удобной, в соответствии с ростом ребёнка. Во время еды - следить за позой ребёнка и тактично поправлять, напоминать о положении ног, головы, спины. Постель должна быть достаточно жесткой, с маленькой подушкой.
Специальные упражнения для профилактики нарушения осанки:
• Ходьба при соблюдении правильной осанки с изменением направления, остановками, поворотами.
• Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, кубик).
• Ходьба с мешочками на голове с одновременным выполнением различных движений: полуприсед, высокое поднимание ноги.
Уважаемые родители!
Если Вы будете соблюдать рекомендации, а специальные упражнения делать вместе с ребёнком, сопровождая игровыми приёмами, на фоне хорошего настроения, то эффект значительно увеличится.
Здоровье обеспечивается соответствующим образом жизни.
Будьте здоровы!
Пункт 3. Паспорт гражданина Республики Беларусь (далее – паспорт) – документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Республики Беларусь и за ее пределами, подтверждающий гражданство и право его владельца на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь.
Пункт 8. Документ, удостоверяющий личность, является недействительным в случае истечения срока его действия.
Пункт 19:
паспорт обязан иметь каждый гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста;
гражданин, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, а также выезжающий за пределы Республики Беларусь, обязан иметь паспорт независимо от возраста.
Пункт 25. Гражданин вправе менее чем за один год до истечения срока действия паспорта обратиться для его обмена в государственный орган, иную государственную организацию в соответствии с законодательными актами об административных процедурах.
Проживание по недействительному паспорту является административным правонарушением, предусмотренным статьёй 23.53 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, и влечёт привлечение к административной ответственности (с 16-летнего возраста) в виде предупреждения или штрафа в размере до 4 базовых величин.