Советы дефектолога

Описание деятельности учителя-дефектолога

Задачи дефектологической службы школы

  • Оказание своевременной квалифицированной дефектологической помощи детям с особенностями психологического развития, коррекция нарушений развития в процессе специальных занятий, содействие в достижении уровня общеобразовательной подготовки;
  • реабилитация и своевременное выявление, учет и раннее диагностирование детей с особенностями психофизического развития;
  • проведение консультативной работы среди педагогов, воспитателей, родителей.
  • коррекция недостатков нарушения звукопроизношения, преодоление нарушений письма и чтения

Основная деятельность учителя-дефектолога

  • Компенсация и коррекция имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.
  • Постановка и автоматизация звукопроизношения

Основные формы работы

  • Учебные, коррекционные занятия
  • Консультации для родителей и педагогов

 

Большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому только  занятия учителя-дефектолога  в школе не дадут результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

 

 

График работы в пункте коррекционно-педагогической помощи

учителя-дефектолога

Гулян Нелли Сергеевны

на 2021/2022 учебный год

 

День недели

Время работы

Содержание работы

 

Понедельник

8.35-9.10

Консультация для родителей (первый понедельник месяца)

9.15-16.10

Коррекционная работа с учащимися

Вторник

9.15-16.00

Коррекционная работа с учащимися  

Среда

10.05-16.10

Коррекционная работа с учащимися

Четверг

10.05-16.05

Коррекционная работа с учащимися

Пятница

10.05-16.05

Коррекционная работа с учащимися

 

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или с подгруппой учащихся.

Направления :

-формирование грамматического строя речи

-развитие связной речи

-коррекция звукопроизношения

-совершенствование навыков письма и чтения

 

Цели:

  • Своевременное выявление и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, имеющим нарушение в развитии устной и письменной речи;

Задачи:

  1. Проводить диагностику учащихся с целью выявления нарушений устной и письменной речи
  2. Корректировать нарушения в развитии речи учащихся;
  3. Определять оптимальные психолого-педагогические условия, создаваемых в образовательном учреждении для развития каждого ребенка;
  4. Формировать толерантное отношения к учащимся с особенностями психофизического развития у учеников образовательного процесса;

 

Развитие речи

10.03.2021

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни рассказать о чем-либом …». Да, как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

Речь у детей разная: одних не остановишь. А из других слова не вытянешь. Но даже и молчуны разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1.Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3.Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • Какими словами, красками можно описать время года.
  • Назови слово предмет, слово действие, слова – ассоциации, слово-цвет, только веселые слова.
  • Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.
  • Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что… ;

  • Играйте в игру «Хорошо - плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что телевизор сломался, а что плохого?

  • играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.
  • играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4.Предложите ребенку пересказать сказку. Рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лесу растут грибы. Шишки растут … елке).

6.Учите детей составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро). Середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает». Похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах.

 

Удачи вам !

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям первоклассников по развитию правильных речевых навыков

18.02.2021

Важный показатель готовности к школе  - развитие речи.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

 

Какими речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?

 

Важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затрудняют процесс обучения чтению и письму ребенка. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения.

 

Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1.Состояние звукопроизношения.

  1. Состояние фонематического слуха.

3.Словарь и грамматический строй речи.

4.Состояние связной речи.

  1. Развитие коммуникативной функции речи (предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу).
  2. Развитие мелкой моторики руки.

 

Внимание!

ü Ребенок 6-7 лет не может работать долго: 30-35 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься.

ü Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.

ü При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, осанкой ребёнка при письме! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

ü При выполнении графических задании важны не быстрота, не

количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых

упражнений.

Успехов на пути в школьной жизни!

свернуть

Инклюзивное (включенное) образование в Республике Беларусь

20.01.2021

В системе образования нашей страны создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и обучать его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование - подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: новые методики обучения, адаптированный учебный план.
Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».

свернуть

Комплекс упражнений для занятий с ребенком дома

17.12.2020

Уважаемые  родители!

Предлагаем  Вам комплекс упражнений, которые Вы можете использовать для занятий с ребенком  дома.

Упражнения на развитие внимания

1. Срисовывание картинки по точкам

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом нарисовать такой же рисунок.

Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

2. "Нарисуй узор" - графические диктанты(выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

3. "Зашифрованные цвета"

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка, раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым – все сектора "А", зеленым – все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

 1.«Заметить все»

Положить в ряд 7–10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их  на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы на 10 секунд, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы на 10 секунд Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

2.«Ищи безостановочно»

В течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу ребенок начинает перечислять,  родители могут дополнить.

Рекомендации, как вести себя с заикающимся ребенком:

  1. Не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  2. Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
  3. Объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  4. Поощряйте его общение с другими детьми;
  5. Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

свернуть

Толерантность

05.11.2020

«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». 

(А.Г. Асмолов)

 

            Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий.

          ГУО «Средняя школа №25 г.Витебск» является опорным в Первомайском районе по интегрированному обучению и воспитанию. И одной из основных наших задач является формирование толерантного отношения к учащимся с особенностями развития, к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Включение таких детей в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации межличностного взаимодействия, что повышает адаптационные возможности.

          Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующим его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете.

          Толерантность к инвалидам — это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

          Каждый гражданин нашей республики должен стремиться поддерживать принципы терпимости, взаимного уважения и мирного сосуществования.

 

свернуть

Советы по развитию памяти у первоклассников

06.10.2020

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания.

Что нужно делать, что бы развить память у ребенка? Необходимо учесть следующие важные моменты:

- чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ему понять, что интересуемся его персоной;

- спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ему оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;

- необходимо быть очень осторожными с телевизором. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-и минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

Предлагаем ряд заданий для развития памяти у детей:                            

Задание 1. Взрослый выкладывает на столе в определённой последовательности несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Задание 2. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок должен вспомнить и воспроизвести как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.

Задание 3. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракетка, голубая коляска, красная машина), а ребёнок должен повторить их в заданной последовательности.

Задание 4. Взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки, а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост и т. д.).

Задание 5. На столе раскладываются счётные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры выкладывать из кубиков.

Успехов Вам! 

 

свернуть