6 класс

 Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка

Семья - основа в воспитании ребенка. Фундаментом подрастающей личности является нравственность и культура поведения.

Роль культурных ценностей семьи в воспитании подрастающего поколения.

Еще В.А Сухомлинский писал, что изначально в семье человек учится созидать добро.

В семье человек рождается, воспитывается, становится личностью, получает первичные знания об окружающем мире. В него закладываются такие качества, как уважение к труду взрослых. Он становится нравственной личностью тогда, когда имеет представления о добре и зле. Усвоение языка и веры, контроль своих поступков и поведения, видение картины мира, познание элементов культуры, семейных ценностей  позволяют ребенку стать духовно-нравственным человеком.

Культура семьи отражается во всех сферах деятельности (в бытовой, досуговой, во взаимоотношениях) и является главным условием полноценного воспитания детей. Что же можно вложить в понятие "культура"? Родители могут прививать ребенку свои интересы. Например, эмоциональный мир человека подвластен такому жанру искусства, как музыка. Но воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда музыка преподносится как искусство. Это может быть посещение концертов, театров, хоровое пение. Но если музыка исходит как шум от магнитофона, радио или телевизора, то от такой музыки пользы не будет.

В зависимости от того, какие культурные ценности заложены в семье, и будет результат воспитания. В некоторых семьях родители не только являются потребителями культуры, но и  участниками процесса. Они поют, занимаются прикладным искусством, художественной самодеятельностью, рисуют. Родители, небезразличные к судьбе ребенка, серьезнее выбирают для него образовательное учреждение. Иногда в семьях расходятся понятия о "хорошем" и "плохом". Отличаются и ценностные ориентации. Одни родители считают, что их сын должен быть добродушным, покладистым, а другие считают, что он должен уметь постоять за себя, и физическая сила-это главное для мужчины. За «хорошие» поступки родители хвалят ребенка, поощряют, за несоблюдение правил наказывают. Так ребенок впитывает в себя допустимые и недопустимые нормы и правила. Но когда он вырастит, то руководствуясь своим собственным опытом, создаст уже свой круг правил поведения.

Такие современники, как И.В. Бестужев, Д.С. Лихачев отметили, что наибольшее воздействие на воспитание ребенка играют семейные традиции и устои, наследуемые из поколения в поколение. Некоторые семьи, например, высаживают деревья в честь рождения малыша, а некоторые празднуют  день, когда ребенок идет в первый класс, создают семейные фото-видео-архивы. Некоторые семьи празднуют дни рождения ребенка в кругу его одноклассников, друзей, сопровождая это все веселыми конкурсами, пожеланиями, танцами, играми. А другие родители предпочитают провести этот день со своими друзьями, пьяными выяснениями отношений. Такой вариант праздника отложится в памяти ребенка как  горечь и обида за взрослых членов семьи, где не нашлось места виновнику торжества. Восполнить дефицит общения между членами семьи могут общесемейные трапезы, где будут  обсуждаться семейные дела.

Одним из основных показателей, характеризующих семью, является гармоничность отношений, где отношения между взрослыми членами семьи и детьми строятся на взаимоуважении, заботе. Конфликты в таких семьях обычно не затягиваются надолго и проходят безболезненно. А дети  общительные, добрые, проявляют чуткое отношение к старшим. А есть группа семей, где ее члены ведут себя согласованно, но в отношениях с подростками проявляют безразличие. В таких семьях отсутствует авторитет родителей. А у детей имеются такие отрицательные качества, как лень и своенравность. Но есть и конфликтные семьи, где низких уровень педагогической образованности родителей, а детей обычно причисляют к категории «трудных». В некоторых семьях родителей не интересует, что у ребенка на душе, в детско-родительских отношениях нет доверия и взаимопонимания. Ребенок не принимает моральные нормы, принятые в семье. Поэтому поведение родителей отражается в моральном облике ребенка. Он является зеркалом, в котором можно увидеть отражение родителей.

Таким образом, можно сделать вывод: взаимоуважение, трудолюбие, любовь к ближнему, забота, духовное родство, песни матери перед колыбелью, сказки перед сном, отношения между супругами, умение прощать, верность, соблюдение семейных традиций - все эти семейные ценности и есть отечественная культура, что позволяют ребенку вступить на порог взрослой жизни в качестве жены, матери, мужа и отца.

 Профилактика проблемного поведения подростков

Возраст 11-17 лет называют подростковым возрастом. В это время идет взросление ребенка, он не только интенсивно растет физически, происходят и изменения в его эмоциональной сфере. Подростковый возраст - время становления характера. Психология подростка характеризуется определенными особенностями, самые сложные с точки зрения воспитания приходятся на период кризиса подросткового возраста. В частности, в это время подросток хочет поскорее стать независимым и испытывает сильную потребность в самовыражении. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.  Нередко подобные желания трансформируются во вредные привычки, которые позволяют подростку почувствовать себя взрослым.

Влияние родителей на подростка является уже не таким однозначным, как в более младшем возрасте. Подросток борется за свою независимость, отстаивая свое чувство взрослости, требуя безусловного уважения к нему как личности. Не получая признания, поддержки и эмоционального тепла от родителей, он по-своему старается противопоставить себя им. Подросток нередко именно в противовес родителям начинает совершать поступки, которые вызовут у них эмоциональную реакцию, пусть и негативную, но все же не смогут игнорировать его. Именно таким образом развивающиеся отношения с родителями, толкают подростка на употребление ПАВ и формирование других видов аддикций.

Подростковые зависимости (аддикции) разнообразны и нередко довольно устойчивы. Наиболее распространенной формой зависимого поведения в подростковом возрасте является Интернет-зависимость, и здесь уже не только зависимость от компьютерных игр, но и пристрастие к определенным социальным сетям, блогам и блогерам.

Наиболее негативными аддикциями подросткового возраста являются – химические виды зависимостей – наркомания, алкоголизм, табакокурение, которые напрямую несут вред здоровью и жизни ребенка.

Курение

Если ваш ребенок закурил, недостаточно просто прочитать ему лекцию о вреде табака. Важно показать, что жизнь без курения дает гораздо больше возможностей. Расскажите о значимых для подростка лицах (это могут быть известные ему актеры, певцы или спортсмены), которые не могли бы достичь успехов, если бы курили. Приведите и негативные примеры курения среди известных персонажей или ваших знакомых. Помогите ребенку найти спортивную секцию по душе, ведь курение и спорт совмещать сложно.

И, конечно же, будьте сами примером.

Употребление алкоголя

Родители часто недооценивают опасность употребления подростками, особенно более младшего возраста, пива и слабоалкогольных коктейлей. Тем не менее, врачи-наркологи бьют тревогу, отмечая быстрое распространение среди подростков так называемого «пивного алкоголизма». В случае если ваш ребенок употребляет алкоголь, необходим очень серьезный разговор. Попробуйте понять, что дает алкоголь ребенку – облегчает общение в компании, избавляет от робости или же это простое следование подростковой моде, является своеобразным мерилом  в группе сверстников? Как и в случае с курением, здесь важно побудить подростка отказаться от алкоголя, переключив его на спортивные занятия либо другие увлечения, которые помогут его самовыражению.

Употребление наркотиков

Если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок употребляет любые наркотические вещества, то одними разговорами здесь не обойтись. Обязательно обратитесь к врачу-наркологу как можно скорее, так как в этом вопросе промедление может быть в прямом смысле «смерти подобно».

Компьютерная зависимость

Родители подростков, проводящих практически все время за компьютером или иными гаджетами (планшет, смартфон), нередко даже рады тому, что сын или дочь проводит целые дни дома, избегая, там самым, «плохих компаний». Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми или же общением в соцсетях таит в себе немалую опасность. Такой ребенок постепенно все больше отрывается от реального мира, утрачивая навыки социализации и взаимодействия с людьми. Займите подростка любыми делами, зовите его с собой на прогулки, запишите в секцию в соответствии с его интересами, поощряйте его встречи с друзьями. Если зависимость зашла далеко, необходимо обратиться к психотерапевту. Недооценивать пагубные последствия чрезмерной зависимости от гаджетов нельзя.

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков.

Современный подросток становится всё более зависимым. На протяжении долгого времени с понятием «зависимость» связывали какую-либо вредную привычку, которая разрушает не только организм человека, но и личность. Чаще всего речь шла об алкоголизме, наркомании и курении, то есть о приеме психоактивных веществ (ПАВ).

Принимая ПАВ, человек создает иллюзию удовлетворения своих потребностей и хоть на короткий миг чувствует себя счастливым. Аналогичная картина получается и тогда, когда человек пытается заполнить свою  внутреннюю пустоту, убежать от навалившихся проблем с помощью какого-то одного вида деятельности, занятия, которое со временем начинает подчинять себе всю жизнь человека, усугубляя имеющиеся проблемы и формируя то же самое зависимое поведение. Рано или поздно он перестает интересоваться другими сферами жизни и все больше времени проводит за любимым занятием, отрываясь от реальной жизни.

С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры,  и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и пищевая зависимость, и т.д.

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения нормального развития психики ребёнка.»

По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет.

Условия возникновения аддикций:

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность ко лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям

Кто склонен к зависимостям (аддикции)?

Люди с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующиеся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящиеся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта.

Рекомендации для родителей по предупреждению развития аддиктивного поведения подростка.

  • Демонстрируйте уважение к подростку как к личности, не лишайте его самостоятельности, дайте ему возможность принимать решения в тех вопросах, с которыми он вполне может справиться. Передавайте самостоятельность подростку постепенно, вместе с формированием у него чувства ответственности.
  • Помогайте подростку в решении его проблем, вникайте в суть, не критикуйте и не обвиняйте, даже если он не прав, поищите выход из любой ситуации вместе.
  • Поговорите с ребенком о негативных последствиях аддиктивного поведения, не используя менторского тона и угроз. Научите подростка говорить «нет», в ситуациях, когда он может столкнуться с предложением попробовать ПАВ.
  • Поговорите с ребенком об уникальности и индивидуальности его личности, его жизненного выбора и ответственности за этот выбор.
  • Поощряйте занятия ребенка, которые свидетельствуют о ведении им здорового образа жизни – спорт, отказ от курения, алкоголя, наркотиков.
  • Будьте внимательны к тому как проводит свободное время подросток. Посоветуйте ему посетить с друзьями, интересные для них выставки, музеи, лекции по искусству и т.д.
  • Контролируйте время, проводимое подростком при пользовании компьютером. Обсудите с ним, играет ли он в компьютерные игры, чем они интересны ему. Как еще он использует Интернет пространство. Посмотрите с ним вместе, интересующие его блоги. Научите ребенка критически смотреть на получаемую в Интернете информацию.
  • Поговорите с подростком, обсудив тему особенностей его телосложения, помогите ему при необходимости в выборе спортивных занятий, сбалансированного здорового питания.
  • Проявляйте интерес к окружению подростка, познакомьтесь с его друзьями, поинтересуйтесь их занятиями, интересами. Будьте корректны, но внимательны к проявлениям влюбленности подростка. Научите его культуре в проявлении своих чувств.
  • Если Вы получили опосредованно информацию об аддиктивном поведении ребенка, не спешите делать выводы, понаблюдайте за ним. Не унижайте подростка, предложите ему помощь в преодолении аддикции.
  • Если Вы наблюдаете признаки химической аддикции у подростка, то как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Помните, что при формировании наркомании, алкоголизации, Вы не сможете самостоятельно справиться с данной проблемой. Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия.

Безопасность подростков в сети интернет

 

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.

Тенденции к развитию облачных технологий  и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют Интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Польза социальных сетей для подростка

Поддержка связи с друзьями и родственниками

Возможность заводить интересные знакомства

Потенциал для саморазвития и помощь в учебе

Улучшение коммуникационных навыков и креатива

 

Обратная сторона соцсетей

  1. Интернет-зависимость— это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Как защитить ребенка от интернет – зависимости.

  1. Как можно больше общаться с ребенком.
  2. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  3. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  4. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  5. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  6. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  7. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
  8. Кибербуллинг

Кибербуллинг (cyber bullying) - это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.

Интернет, изначально  придуманный как ресурс для общения и обмена информации между учеными из разных уголков планеты, активно развивается. На данный момент практически  70 % людей со всего мира могут выходить в сеть, при этом большинство из них имеет аккаунты в соцсетях, где активно обсуждаются различные темы и ведутся жаркие споры по любой теме. А поскольку мир онлайн населяют такие же люди, как и офлайн, конфликты неизбежны. Всё чаще в сети начинают появляться «хулиганы», получающие удовольствие, унижая других участников беседы. Это явление называется кибербуллинг.

Как избежать травли, как защититься от обидчиков, есть ли возможность их наказать? Как уберечь своих детей? В этих и других вопросах мы сегодня попробуем разобраться.

Что такое кибербуллинг?

Термин «кибербуллинг» ввели психологи в середине 1990-х годов, когда интернет пришёл в массы, чтобы описать травлю в онлайн-среде. Кибербуллинг может иметь разные формы: оскорбления, преследование, шантаж, домогательства, клевета, распространение личных данных. Всё это наносит психологическую травму жертве.

Кибербуллинг может быть:

  1. Публичным: в присутствии зрителей, например, в обсуждениях под постом.
  2. Личным: оскорбления поступают через личные сообщения.

В отличии от обычного буллинга – травли в реальном мире – кибербуллинг происходит в интернет-среде, и зачастую не переходит в офлайн. Однако, если речь идёт о травле внутри коллектива (например, в классе), то виды буллинга успешно дополняют друг друга, усугубляя положение жертвы. Но если в реальности хулигана все видят и знают, то в сети процесс становится анонимным.

Важно отметить, что кибербуллинг – это длительный, систематический процесс. Единичный нелестный комментарий или гневный ответ ещё не является травлей.

Кто же становится агрессором и жертвой? Как правило, с кибербуллингом чаще встречаются учащиеся средней и старшей школы, поскольку именно в подростковом возрасте дети пробуют разные формы доминирования в коллективе. Подростки ещё не умеют адекватно выражать свои чувства и эмоции и выпускать агрессию социально приемлемым путём. Однако, это не значит, что травле не может быть подвержен любой другой пользователь сети.

Участники кибербуллинга

В процессе травили (как онлайн, так и офлайн) всегда принимает участие несколько сторон. Рассмотрим подробнее их портреты .

Агрессор

Человек, нападающий на жертву, как правило сам не уверен в себе и боится, что это станет заметным. Он хочет быть выше других, но не за счёт своих особенностей, а за счёт обесценивания жертвы. И если раньше задирой становились физически более развитые ребята, то с развитием технологий самоутверждаться за счёт других может кто угодно.

Благодаря возможностям сети агрессор может прятаться под разными аккаунтами, а также заводить сообщников, что увеличивает объём вреда, наносимого жертве. Анонимность в интернете растормаживает нападающих и позволяет им больше, чем они могли бы сделать в реальной жизни.

Жертва

Жертвой кибератаки может стать любой человек.

Как правило жертвами становятся тревожные, зажатые, пугливые подростки. У них мало знакомых и друзей, которые могли бы прийти на помощь и заступиться. Низкая самооценка только поддерживает в них убеждение, что всё сказанное агрессором правда, и дать отпор просто нет никакой возможности. А высокая тревожность не позволяет активно работать над собой. Таким образом агрессор быстро вычисляет «болевые точки» жертвы и начинает планомерно разрушать её жизнь.

Свидетели:

  • «Помощники агрессора»очень конформны (согласны с мнением большинства), готовы выполнять поручения агрессора и боятся оказаться на месте жертвы;
  • «Защитники»— участники кибербуллинга, всеми силами старающиеся остановить травлю, найти слова примирения. Они неконфликтны и хотят комфортного существования внутри коллектива. Это люди с нормальной самооценкой, не ищущие неприятностей.

Виды Кибербулинга:

Бойкот

Эта форма кибербуллинга проявляется в том, что жертву исключают из всех кругов общения в интернете. Группы, чаты, паблики – любая площадка, где происходит общение класса. При этом изгнание может быть (и часто бывает) молчаливым: человеку об этом даже не сообщают. Изгнание может быть и неявным – в этом случае сообщения жертвы просто игнорируются. Исключенного не допускают к играм, встречам и другим активностям. Домогательство

Один из самых опасных видов травли в интернете. При нем ребенку постоянно присылают личные сообщения: угрожают, оскорбляют, высмеивают, ведут с ним психологические игры – например, задают вопросы и подлавливают на «неправильных» или «глупых» ответах. Одноклассники могут делать это в качестве «наказания», ради веселья или просто потому, что ученик им не нравится.

Аутинг

Аутингом называют публикацию личной информации человека без его согласия. Причем к травле относится именно целенаправленная публикация такой информации с целью его унизить или шантажировать. Сюда же относятся и угрозы распространить личную информацию, передать ее учителям, полиции, использовать для создания клеветнических публикаций.

Главный способ предотвратить аутинг – выкладывать минимум личной информации в общедоступное поле. Не публиковать в соцсетях номер телефона, не вывешивать адрес, не открывать свой аккаунт для незнакомых людей, не давать читать свои личные переписки третьим лицам

Фрейпинг

В этом случае обидчик, получив доступ к аккаунту, меняет его данные (в том числе пароль и коды доступа, что делает невозможным его вернуть) и публикует нежелательный контент от имени владельца. Фрейпинг – один из самых болезненных приемов кибербуллинга, он наносит ребенку огромное унижение.

Кетфишинг

Этот способ похож на фрейпинг и тоже связан с манипуляциями с аккаунтом. Только на этот раз агрессор не угоняет его, а создает новый, полностью идентичный оригинальному профилю жертвы. Там могут быть все доступные фотографии, тот же текст – или слегка измененный. С помощью «фейка» агрессор может троллить других, устраивать провокации или пытаться выставить владельца оригинального профиля на посмешище.

Мой ребёнок – жертва

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и счастливы, чтобы у них были друзья, хороший класс, лучшие преподаватели, а школьные годы остались в памяти как весёлое время. Однако далеко не всегда так получается.

Признаки того, что ребёнка травят в интернете:

  1. Ребёнок стал меньше проводить времени в телефоне или, наоборот, зачастил туда.
  2. После пребывания в интернете подросток подавлен, раздражителен, расстроен.
  3. Ребёнок закрывается, не хочет идти на контакт, не хочет говорить о том, с кем он общался и о чём.
  4. Успеваемость падает.
  5. У ребёнка нарушается аппетит, появляются головные боли и другие психосоматические нарушения.

Заметив изменения в поведении подростка, родителям необходимо постараться вывести его на разговор о происходящем. Не надо давить и шпионить за ребёнком: просто скажите, что вы всегда рядом и готовы ему помочь.

План защиты

  1. Научите ребёнка блокировать нежелательных посетителей его социальных сетей. Найдите вместе функции «пожаловаться» или «добавить в чёрный список» — они есть практически на всех интернет-ресурсах. Для «мимо проходящих хулиганов» это сработает практически моментально. Если распространение слухов, видео или фото осуществляется через некое сообщество или общий чат, где нет возможности на прямую убрать оскорбления, обратитесь к администрации сообщества или сайта с просьбой удалить нежелательный контент.
  2. Настройте страницу в соцсети, повысьте уровень её безопасности, удалите всю личную информацию, которая может стать доступна агрессорам. Запретите другим пользователям отмечать ребёнка на фотографиях и видеозаписях.
  3. Не отвечайте на кибербуллинг, не вступайте с обидчиком в беседу. Задача агрессора — получить как можно больше эмоций в ответ, почувствовать своё превосходство. Игнорирование его действий в конце концов заставит его либо совершить ошибку, за которую можно будет привлечь по статье, либо он потеряет интерес к жертве.
  4. Постарайтесь узнать, кто именно обижает вашего ребёнка. Это позволит наказать обидчика в реальной жизни.
  5. Сделайте скриншоты переписок, комментариев и других материалов, которые позволят вам подтвердить свои слова, однако, при наличии угроз или подозрений на домогательства – это может рассматриваться как основание для возбуждения уголовного дела.
  6. Поскольку кибербуллинг часто случается именно внутри класса или школы, не бойтесь привлекать к решению проблемы классного руководителя, социального педагога, психолога и администрацию. Необходимо обратить внимание на эту проблему, чтобы помочь детям наладить взаимоотношения в классе и остановить травлю.

Помните, что доверительные и тёплые отношения в семье позволят ребёнку как можно раньше обратиться к вам за помощью и получить минимальный вред от кибербуллинга.

  1. Доступ к неподходящей информации:

-Сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности.

-Сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ.

Основная часть порнографических материалов передается через Интернет. Нередко распространителями такой информации становятся несовершеннолетние, которые не осведомлены о том, что их действия – уголовно наказуемое деяние.

Ответственность предусмотрена ст. 343 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера» Уголовного кодекса Республики Беларусь. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 4 лет.

Размещение порно – видеороликов, изображений, ссылок на них – на страницах соцсетей, доступ к которым открыт широкому кругу людей, законом расценивается как действие, направленное на рекламирование порнографического материала. Это влечет уголовную ответственность, которая в таком случае наступает с 16 лет

-Сайты, пропагандирующие наркотики.

Наркотические закладки – это распространение запрещенных веществ, спрессованных в небольшие пакеты. Схема распространения следующая: покупатель оформляет заказ через интернет (даркнет), либо у знакомых наркодилеров, после чего курьер получает данные о местонахождении клиента, прячет закладку и связывается с конечным потребителем. Ему остается только забрать товар.

Главари преступной группировки и их ближайшие лица не принимают участие в распространении, на практике они ни при каких обстоятельствах не посещают места закладки (это будет действовать против них в суде). Для этого находят работников через интернет, желающих заработать деньги, и используют их в качестве посредников.

Особенность передачи наркотиков через закладки усложняет работу правоохранительных органов, потому как наркодельцы и курьеры не встречаются с покупателями. Как выглядят закладки наркотиков?

Закладки неприметны, их размер сравним с пачкой сигарет. Как показывает опыт, в одной закладке содержится до 6 г наркотических веществ. По цвету может различаться в зависимости от вида наркотика (от белого до темно-зеленого).

Как происходит закладка наркотиков?

Потребитель находит в даркнете заинтересованных лиц, выбирает наркотическое вещество (организатор нигде не сообщает настоящий состав). Продавцы придумывают альтернативные названия.

Следующие действия потребителя: он связывается с наркодилером, делает заказ, оплачивает его с помощью электронных денег, либо криптовалюты. Затем курьеру высылают координаты закладки, он выезжает на место, прячет наркотики и после этого сообщает потребителю точное местонахождение.

Для закладок используют малозаметные места (горшки в подъездах, заброшенные стройки, подвалы, электрощитки). Бывают случаи, когда наркотики прячут в сугробах или закапывают в землю.

 Минимальный возраст, с которого наступает уголовная  ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов – с 14 лет.

4.Секты

Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее – разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

5.Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

6.Интернет-магазины

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем. Кто-то скажет – если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение. Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого – ничего не стоит.

 

Рекомендации для родителей

Обеспечение безопасности ребенка в Интернет пространстве.

Для детей от 10 до 13 лет

В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

  • создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
  • используйте средства фильтрации нежелательного контента;
  • напоминайте о конфиденциальности личной информации;
  • приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;
  • поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
  • настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;
  • расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

 

Организация отдыха детей и подростков предполагает комплексный подход к оздоровлению, самореализации, личностному росту, развитию потенциала, навыков и умений учащихся. В контексте этого родители должны стремиться стимулировать у школьников интерес к спорту и творческой деятельности, формировать условия для укрепления здоровья, приобретения экологических, нравственных, краеведческих знаний. Во многом это достигается при использовании спортивно-оздоровительных мероприятий. Организация отдыха детей и подростков строится на сбалансированном питании, правильном распорядке дня, сочетании творческой, физической и трудовой деятельности.

Летний отдых это долгожданный отдых и для родителей, и для детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Необходимо объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

  1. Если вы занимаетесь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы.
  2. Следует помнить, что, выезжая за город или путешествуя по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
  3. Всеми силами отвлекайте ребенка от телефона, планшета и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, купайтесь, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.
  4. Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 8-9 часов.
  5. Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка в большом количестве, не принесут здоровья вашему ребенку.
  6. Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
  7. Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения.
  8. Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей, которые разделяют ваши интересы. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.
  9. Заведите с детьми разговор о летнем отдыхе и любимом всеми занятии – купании (в реке, море, озере). Подчеркните различия между морем, рекой, озером. Напомните о знаках, запрещающих купаться. Помните: Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

 

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

 Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Купание – прекрасное закаливающее средство.

 Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

 При купании необходимо соблюдать правила:

 Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды.

 В воде дети должны находиться в движении.

 При появлении озноба немедленно выйти из воды.

 Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч или другие игры. Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

 Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём), соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

 Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.