4 класс

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Владение продуктивными приемами учебной деятельности означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

К четвёртому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребёнка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. Рекомендация: пожалуйста, поддерживайте у ребёнка именно такие склонности. Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За её пределами он может быть погружён в такие занятия, которые позволят ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую роль в жизни четвероклассников играет общение. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.

Четвероклассники отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех способствует эмоциональному подъему. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.).

Это период «завершения детства — перехода к взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности

Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. Таким образом, четвёртый класс является наиболее ответственным этапом младшего школьного возраста. Полноценное проживание этого возрастного этапа, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается успешная адаптация к обучению в пятом классе и дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

 Как научить своего ребенка жить в мире людей

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и самому себе.   Как же помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми?

Итак, составной частью нравственного воспитания школьников является культура поведения.

Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:

  1. Воспитание уважения к людям.
  2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
  3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка. Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

     Помните: - Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка. - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка?

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?

Информация к размышлению.

  1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.
  2. Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
  3. Иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
  4. Часто ребята не выполняют правила, считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

А что мы подразумеваем под словом «этика» и под понятием «культура личности»?

В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения.

   Советы родителям:

  1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло.
  2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).
  3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
  4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.
  5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
  6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.
  7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

     Помните:

1) Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2) Если ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

3) Если растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

4) Если в терпимости, он учится понимать других.

5) Если хвалят, он учится быть благородным.

6) Если растёт в честности, он учится быть справедливым.

7) Если в безопасности, он учится верить людям.

8) Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

9) Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым.

10) Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям. 

Вот какие советы дают по этому поводу психологи:

  1. Назовите вслух своё чувство.
  2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.
  3. Посмотрите в окно, переключите внимание.

Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие. Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.

 

Памятка для родителей

1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.

4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.

5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Часть родителей не возражает против компьютерных занятий или игр. Есть мамы и папы, полностью отвергающие такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть и еще одна категория родителей: они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, компьютерные игры отупляют или ожесточают. Необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребенка на компьютере, чтобы не нанести вред здоровью.

При работе с компьютером усиливается нагрузка на зрение. Ребенок вынужден улавливать мельчайшие предметы, следить за их передвижением, реагировать на неожиданно появляющиеся предметы. В результате нагрузка на зрение становится колоссальной. При частой работе с компьютером несформированный глазной аппарат ребенка не справляется с такой нагрузкой и зрение начинает падать. Исследования медиков показали, что снижение зрения наблюдается у 80 % детей, пользующихся компьютером, и лишь у 15 % детей, не играющих в компьютер. Необходимо также сказать о нарушении осанки. Необходимость длительное время сохранять одну и ту же позу создает большую нагрузку на одни и те же мышцы. В результате происходит деформация еще неокрепших костей и появляется искривление позвоночника. Следует отметить у детей, играющих в компьютер длительное время, появляется лишний вес. Игра захватывает ребенка целиком, в результате очень много времени ребенок находится в неподвижном состоянии. И у него формируется малоподвижный образ жизни и как следствие, лишний вес: а это в свою очередь нагрузка на сердце и печень.

Психологи утверждают, что компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Подавляющее большинство компьютерных игр развивает только быстроту реакции ребенка, но не развивает воображение, мышление. Содержание игр провоцирует проявление детской агрессивности, жестокости, повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.

 

Несколько слов по поводу компьютерной игры.

Они бывают разные:

  • игры типа "убей их всех", в которых главный герой должен победить врагов
  • игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказов
  • игры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры
  • развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию
  • обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений
  • диагностические (применяются специалистами)
  • графические игры, связанные с рисованием, конструированием

Важно просто правильно выбрать игру для ребенка. Ведь компьютерная игра удовлетворяет естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Так что главное правильный выбор игры в соответствии с принципом "Не навреди! "

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей.

  • в игре не должно быть текстовой информации
  • шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный
  • изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей
  • темп движений на экране не быстрый
  • нежелательно применение системы оценок в баллах
  • программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

* ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

* лучше играть в первой половине дня

* в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

* комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

* мебель соответствовать росту ребенка

*расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

*после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

* игровую деятельность сменить физическими упражнениями

 

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребёнка.

 

P.S. Больше общайтесь с вашим ребёнком, обсуждайте свои и его чувства – основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей – недостаток общения.

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.

Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.

Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов сказал: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение». Тема чтения всегда актуальна, но почему?

- Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.

- Развивает речь, память, мышление, логику.

- Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.

Если чтение дается плохо…

Уметь читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.

Что же делать, если ребенок не любит читать?

а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:

«Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»

Игры в ударение: правильное и неправильное.

Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

б) Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.

в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.

г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.

д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.

е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.

Книга не только формирует воображение ребёнка. В зависимости от типа литературы, которую ребёнок предпочитает, у него развиваются определённые черты характера. Сейчас я коротко расскажу вам о том, какие черты характера развивают литературные жанры.

Приключения. Дети, увлечённо читающие приключенческие книги, активны, любят риск и не всегда следуют общепринятым нормам и правилам. Между тем, они стойки в своих убеждениях, более стрессоустойчивы по отношению к другим ребятам. Читатели приключений мечтатели, готовые активно изменять окружающий их мир. У них много друзей, так как с такими ребятами не только интересно, но ещё и надёжно.

Детективы. Те, кто увлекается детективным жанром, развивает свою наблюдательность и мышление. Дети – «детективы» аккуратны, хорошие исполнители, у них тонко развита интуиция. Такие ребята кажутся немного замкнутыми и пассивными, в компаниях они предпочитают роль наблюдателей.

Романы. Романы о любви не рекомендуется читать девочкам до 16 – 18-ти лет. На основе таких книг у юных читательниц формируется образ идеального партнёра, который в жизни оказывается недостижим. Между тем, именно чтение романов оттачивает женственность девочки, развивает эмпатию.

Фантастика. Чтение фантастических книг развивает воображение, раздвигает границы возможного, рушит стереотипность мышления. Те, кто увлекается такими книгами, обладает богатой фантазией, умеет находить выход из различных, даже нестандартных, ситуаций. У читателей – «фантастов» хорошее чувство юмора, они умеют добиваться поставленной цели и невозможное делать возможным.

Комиксы. Яркие красочные рисунки привлекают внимание, а короткие диалоги не вызывают усталости, но увлекаться таким жанром не стоит. Во-первых, в комиксах даётся неправильное представление о человеческом теле вообще и девушки в частности. Во-вторых, краткие, подчас примитивные диалоги не помогают развиваться словарному запасу вашего ребёнка и не способствуют формированию кругозора. И в–третьих, решение проблем в комиксах часто происходит не через поиск компромисса, а через грубую физическую силу. Комиксы лучше читать во время отдыха, после тяжёлой физической и психологической нагрузок, так как яркие картинки и медленное перелистывание страниц является хорошим способом релаксации.

Чем могут помочь родители в формировании у ребёнка любви к книге?

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.

Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае – НЕ в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.

Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирая текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Самое важное, что могут родители, - посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

 

ПАМЯТКА для родителей.

В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.

Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.

При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.

Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.

Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.

Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.

Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.

Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.