Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Витебска»
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Изучение нормативной правовой базы и особенностей организации образовательного процесса в новом учебном году |
до 30.08.2023 |
заместитель директора по учебной работе (далее – УР) |
Организация профильного обучения в X классе
|
до 01.09.2023 |
директор |
Представление в отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска документации |
до 15.09.2023 |
заместитель по УР |
Издание приказа: «О профильном обучении» |
до 01.09.2023 |
директор |
Организация изучения отдельных предметов на повышенном уровне на IIcтупени общего среднего образования |
до 01.09.2023 |
директор |
Издание приказа: «О изучении учебных предметов на повышенном уровне» |
до 01.09.2023 |
директор |
Комплектование профильных групп |
до 01.09.2023 |
заместитель директора по УР |
Утверждение учебных планов |
до 05.09.2023 |
директор |
Организация факультативных занятий по направлением |
до 01.09.2023 |
директор |
Ознакомление учащихся, законных представителей с нормативно правовой базой профильного обучения |
сентябрь |
заместитель директора по УР |
Изучение образовательных запросов учащихся и их законных представителей на следующий учебный год |
апрель |
заместитель директора по УР, педагог-психолог |
Определение предметного спектра и тематики факультативных занятий на основе диагностики запросов учащихся |
май |
педагог-психолог |
Проведение общешкольного родительского собрания с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации учащихся и выпускных экзаменов |
январь 2024, март 2024 |
заместитель директора по УР |
Организационная, информационная работа со всеми участниками образовательного процесса по вопросам окончания учебного года, по организации профильного обучения |
май |
заместитель директора по УР, классные руководители |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся по допрофильной подготовке и профильному обучению (согласно плану) |
в течение года |
педагог-психолог |
Дни открытых дверей для законных представителей |
последняя суббота месяца |
заместитель директора по УР, учителя-предметники |
Диагностика профессиональной склонности учащихся |
в течение года |
педагог-психолог |
Организация факультативных занятий «Моё профессиональное будущее» в IX классах |
август |
руководство |
Собеседование с учащимися XI класса по вопросу их дальнейшего обучения и жизнеустройства |
февраль 2024 |
классные руководители |
Продолжение работы по созданию банка методических материалов по профориентации |
сентябрь |
классные руководители |
Оформление уголков по профориентации |
сентябрь |
классные руководители |
Проведение экскурсий в учебные учреждения области, посещения дней открытых дверей |
в течение года |
классные руководители |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по профориентации |
в течение года |
СППС |
Организация тестирования и анкетирования с целью выявления профнаправленности учащихся. |
в течение года |
классные руководители, СППС |
Участие в районных профориентационных мероприятиях |
в течение года |
классные руководители |
Проведение встреч с людьми разных профессий с целью ознакомления с различными профессиями |
в течение года |
классные руководители, СППС |
Проведение классных часов по теме: «Профессии разные нужны» |
согласно плану
|
классные руководители, СППС |
Проведение с законными представителями консультаций, собраний, круглых столов на профориентационную тематику |
в течение года |
классные руководители, СППС |
Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.
Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.
Допрофильная подготовка – это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.
Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.
В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.
Приоритетными задачами здесь являются:
Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:
Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.
Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.
Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.
Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:
Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.
Психологическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление «обратной связи» на основе анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных коррекционных программ (при необходимости); выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.
Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.
Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.
Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.
В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.
Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.
Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной жизнедеятельности.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:
В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:
Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие широкого спектра индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:
Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения ориентирован на становление уникальности личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.
В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.
Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:
Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и охватывает всех субъектов образовательных отношений.
Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:
Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:
Работа с родителями учащихся направлена на:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2023/2024 учебном году в ГУО «Средняя школа №25 г. Витебска» организованы группы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне на II и III ступенях общего среднего образования. Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем учреждения общего среднего образования в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
Группы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, которые выразили желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеют по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов, на основании заявлений этих лиц (законных представителей несовершеннолетних лиц) на имя руководителя учреждения общего среднего образования.
В 2023/2024 году в школе открыты группы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне:
VII"A" класс – учебный предмет «Английский язык»
X класс по 2 модели по направлениям: 1 группа – изучение учебных предметов на повышенном уровне «Русский язык», «Обществоведение»; 2 группа – изучение учебных предметов на повышенном уровне «Английский язык», «Русский язык».
XI класс по 2 модели по направлениям: 1 группа – изучение учебных предметов на повышенном уровне «Английский язык», «Математика»; 2 группа – изучение учебных предметов на повышенном уровне «Английский язык», «Русский язык»; 3 группа - группа аграрной направленности с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Биология», «Химия».