Профориентация

Академия МВД

Витебский государственный технологический университет

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике беларусь

Витебский филиал учреждения образования «Белорусская государственная академия связи»

 

 

 

 

свернуть

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова 16 мая и 23 мая проведет Дни открытых дверей в онлайн-формате на своем Youtube-канале "Телевидение Витебского Университета",(ссылка на канал: https://www.youtube.com/channel/UCo18_krqqaEWSb6_cbHnupQ/featured).

Онлайн-трансляции начнутся в 12.00.

Общаться с абитуриентами в прямом эфире будут руководство университета, деканы и преподаватели факультетов, заведующий подготовительным отделением.

У участников будет возможность поближе познакомиться с университетом, получить информацию по предлагаемым для обучения специальностям и особенностям вступительной кампании этого года.

Задать вопросы можно заранее в группе ВГУ имени П.М. Машерова в социальной сети  «Вконтакте» или по электронной почте abit.vsu@mail.ru, а также во время прямого эфира на YouTube канале.

Вся информация – на сайте университета vsu.by.

Контактные телефоны:  8 (0212) 37 96 49; +375 (33) 317 52 68.

ПРОГРАММА ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 16.05.2020

Время эфира

Факультет

12.00

Общеуниверситетский

13.00

Физической культуры и спорта

14.00

Филологичский

15.00

Биологический

16.00

Художественно-графический

 

ПРОГРАММА ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 23.05.2020

Время эфира

Факультет

12.00

Математики и информационных технологий

13.00

Педагогический

14.00

Социальной педагогики и психологии

15.00

Исторический

16.00

Юридический

 

ВГУ специальности 2020

 

свернуть

Витебский государственный политехнический профессиональный лицей

Приём в Могилевский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж

Отбор кандидатов для поступления на следственно-экспертный факультет Академии МВД Республики Беларусь

Темперамент и профессия

12.02.2019

Сайты учреждений профессионального образования

свернуть

Белорусский государственный университет транспорта

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

 246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34

Телефоны: 8 (0232) 95-28-02

8 (0232) 95-32-01

8 (0232) 31-55-04

Факс: 8 (0232) 77-50-44, 31-55-04

E-mail: bsut@bsut.by

Сайт: www.bsut.by

  

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

 Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте Международные автомобильные перевозки (квалификация – инженер-менеджер; специалист по организации международных перевозок и управлению на автомобильном транспорте) - 4 года.
 Организация дорожного движения Безопасность дорожного движения (квалификация – инженер-инспектор) - 4 года.
 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте (квалификация – инженер; специалист по организации перевозок, обладающий знаниями в области экономики, транспортного права, маркетинга и менеджмента) - 5 лет:

  • Управление движением.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте (квалификация – инженер-электрик; специалист по разработке, проектированию и эксплуатации автоматизированных релейных, электронных, компьютерных и микропроцессорных систем автоматики, телемеханики и связи) - 5 лет:

  • Автоматика и телемеханика.
  • Системы передачи и распределения информации.
  • Микропроцессорные информационно-управляющие системы.

МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования (квалификация – инженер-механик; специалист по проектированию, эксплуатации и ремонту автотранспортной, строительной, грузоподъемной и путевой техники) - 4,5 года.
 Тяговый состав железнодорожного транспорта:

  • Тепловозы (квалификация – инженер-электромеханик; специалист по механическому и электрическому оборудованию, системам управления, автоматизации и технической эксплуатации современных тепловозов) - 5 лет.
  • Электрический транспорт и метрополитен (квалификация – инженер-электромеханик; специалист по механическому и электрическому оборудованию, системам управления, автоматизации и технической эксплуатации подвижного состава электротранспорта) - 5 лет.

Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов Оборудование и технологии повышения износостойкости и восстановления деталей машин и приборов (квалификация – инженер; специалист по технологиям повышения износостойкости, созданию уплотняющих, защитных и декоративных покрытий) - 5 лет.

Подвижной состав железнодорожного транспорта:

  • Вагоны (квалификация – инженер-механик; специалист по вагоностроению и управлению технической эксплуатацией пассажирских и грузовых вагонов) - 5 лет.
  • Неразрушающий контроль и техническая диагностика на железнодорожном транспорте (квалификация – инженер-механик; специалист по эксплуатации систем технической диагностики и неразрушающего контроля подвижного состава и стационарных устройств железнодорожного транспорта) - 5 лет.

Электроснабжение железных дорог (квалификация – инженер-энергетик) – 5 лет.

 СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент (квалификация – инженер-энергоменеджер) - 4 года.

 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (квалификация – инженер путей сообщения-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог) - 5 лет.

 Автомобильные дороги Строительство дорог и аэродромов (квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации дорог с твердым покрытием и аэродромов) – 5 лет.

Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов Системы водоснабжения и водоотведения(квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов и охрану окружающей среды) - 5 лет.

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Транспортная логистика (железнодорожный транспорт) (квалификация – инженер-экономист. Логист) - 4,5 года.
Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии транспорта(квалификация – экономист) - 4 года.
Коммерческая деятельность на транспорте и коммуникациях (квалификация – экономист) - 4 года.
Экономическое обеспечение таможенной деятельности (квалификация – специалист таможенного дела) - 4 года.

ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Экспертиза и управление недвижимостью (квалификация – инженер-специалист по недвижимости) - 5 лет.
 Архитектура жилых и общественных зданий (квалификация – архитектор) - 6 лет.

Промышленное и гражданское строительство (квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации гражданских зданий и сооружений) - 5 лет:

  • Технология и организация строительного производства.
  • Реконструкция и реставрация зданий и сооружений.
  • Техническая эксплуатация зданий и сооружений.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Управление подразделениями транспортных войск (по направлениям) – 5 лет.

  • Восстановление и строительство путей сообщения (квалификация – специалист по управлению. Инженер путей сообщения-строитель).
  • Техническая эксплуатация машин и оборудования (квалификация – специалист по управлению. Инженер-механик).
  • Организация перевозок и управление (квалификация – специалист по управлению. Инженер).

  Абитуриенты, поступающие на специальности гуманитарно-экономического факультета предоставляют сертификаты ЦТ по следующим предметам: математика, иностранный язык, белорусский (русский) язык, все остальные абитуриенты предоставляют сертификаты ЦТ по предметам: физика, математика, белорусский (русский) язык.

Абитуриенты, поступающие на специальность «Архитектура», предоставляют сертификаты ЦТ по математике и белорусскому (русскому) языку, по пред-мету «Творчество» сдают вступительное испытание в университете письменно.

 

Сокращенный срок получения образования

(на базе среднего специального образования)

 Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте (квалификация – инженер-электрик; специалист по разработке, проектированию и эксплуатации автоматизированных релейных, электронных, компьютерных и микропроцессорных систем автоматики, телемеханики и связи) – 4 года.
 
 Тяговый состав железнодорожного транспорта:

  • Тепловозы (квалификация – инженер-электромеханик; специалист по механическому и электрическому оборудованию, системам управления, автоматизации и технической эксплуатации современных тепловозов) – 4 года.

 Подвижной состав железнодорожного транспорта:

  • Вагоны (квалификация – инженер-механик; специалист по вагоностроению и управлению технической эксплуатацией пассажирских и грузовых вагонов) – 4 года.
  • Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (квалификация – инженер путей сообщения-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог) – 4 года.

 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте:

  • Управление движением (квалификация – инженер; специалист по управлению перевозками, обладающий знаниями в области экономики, транспортного права, маркетинга и менеджмента) – 4 года.

 Промышленное и гражданское строительство  Технология и организация строительного производства (квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации гражданских зданий и сооружений) – 4 года.

 Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования (квалификация – инженер-механик; специалист по проектированию, эксплуатации и ремонту автотранспортной, строительной, грузоподъемной и путевой техники) – 3,5 года.

 Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии транспорта(квалификация – экономист) – 3,5 года.

 Экономика и организация производства (железнодорожный транспорт) (квалификация – инженер-экономист; специалист по организационно-управленческой, аналитической, плановой и исследовательской деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта) – 4 года.

 На сокращенный срок заочной формы получения высшего образования осуществляется прием абитуриентов, получивших среднее специальное образование по учебным планам специальностей среднего специального образования, согласующимся с учебными планами соответствующих специальностей высшего образования.

 

Полный срок получения образования

Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте:

  • Управление движением (квалификация – инженер; специалист по управлению перевозками, обладающий знаниями в области экономики, транспортного права, маркетинга и менеджмента) – 6 лет.

 Промышленное и гражданское строительство  Технология и организация строительного производства (квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации гражданских зданий и сооружений) – 6 лет.

 Автомобильные дороги Строительство дорог и аэродромов (квалификация – инженер-строитель; специалист по проектированию, строительству и эксплуатации дорог с твердым покрытием и аэродромов) – 6 лет.

 

В конкурсе на получение высшего образования в заочной форме получения образования за счет средств бюджета имеют право участвовать лица, которые работают в должности либо по профессии или занимаются предпринимательской деятельностью, соответствующей избранному профилю (направлению) образования, лица, имеющие профессионально-техническое образование с общим средним образованием или среднее специальное образование и поступающие для получения высшего образования на специальности соответствующего профиля (направления) образования, а также иные лица, указанные в Правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени.

 

IX.  магистратура

II ступень высшего образования

(срок обучения: очно – 1 год, заочно – 1,5 года)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

1. Экономика и управление на предприятии (магистр экономики и управления).

 2. Интеллектуальные технологии в управлении техническими системами (магистр техники и технологии).

НАУЧНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

3. Экономика и управление народным хозяйством (магистр экономических наук).

 4. Бухгалтерский учет, статистика (магистр экономических наук).

 5. Обработка конструкционных материалов в машиностроении (магистр технических наук).

6. Транспорт (магистр технических наук).

 7. Системы, сети и устройства телекоммуникаций (магистр технических наук).

 8. Архитектура (магистр архитектуры).

 9. Строительство (магистр технических наук).

свернуть

Профильное обучение в школе

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, начиная с 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) с целью  ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В государственном учреждении образования "Средняя школа  №25 г. Витебска" в 2017/2018 учебном году организована работа профильных классов:  Х «А» класс (с изучением физики и математики на повышенном уровне),    ХI «А» класс (I  группа – с изучением физики и математики на повышенном уровне, II группа – с изучением русского и английского языка на повышенном уровне).

свернуть

Куда пойти учиться?

Высшие учебные заведения г.Витебска:

 Учреждения высшего образования РБ

Средние специальные учебные заведения г.Витебска:

 Учреждения среднего специального образования РБ

Профессионально-технические учебные заведения г.Витебска:

Полезные ссылки:

http://kudapostupat.by/zavedeniya

http://studyplanet.by/education/educational-institutions

свернуть

Советы и рекомендации учащимся по выбору профессии

 Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".  

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Фактор хочу - желание личности, интересы, склонности;

Фактор могу - возможности личности, способности,

уровень знаний, психологические особенности личности, состояние здоровья;

Фактор надо - потребности рынка труда, потребности в кадрах.

 Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ: правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

 ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ: профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ: отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это -психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность,   самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1.   НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    • выбор профессии за компанию

    • перенос отношения к человеку на саму профессию

    • отождествление учебного предмета с профессией

    • ориентация сразу на профессии высокой квалификации

    • неумение определить путь получения профессии.

 

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

    • незнание или недооценка своих физических особенностей

    • незнание или недооценка своих психологических особенностей

    • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

 

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИИ

    • увлечение только внешней стороной профессии

    • предубеждение в отношении престижности профессии

    • незнание требований профессии к человеку

    • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 Работа с учащимися в течение учебного года проводится согласно плану работы. Учащиеся посещают дни открытых дверей, проводятся классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, лекции, экскурсии на предприятия...

Важным моментом для выпускника является поддержка родных, учителей, психолога...

 

Приглашаем познакомиться с советами и рекомендациями психолога:

1. Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни

2. Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые помогут способствовать успеху в обучении и работе.

3. Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.

4. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии.

5. Узнать в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

6. Выяснить возможности трудоустройства.

7.Проанализировать всю собранную информацию, проконсультироваться со специалистом - профконсультантом.

 

«Без борьбы и неудач ничего не дается в мире». Я.Колос

 

Выбирая учебное заведение,

Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и «Мерседес»!

Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 Выбор профессии

 Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

 Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастным юристом на свете.

 Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!"

 Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.

 Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

 Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

 Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

 Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

 Не поддавайся чувству страха - это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

 Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсёстрами или медбратьями.

 Постарайся обратить особое внимание на  предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

 Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

 Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 Ошибки при выборе профессии

 Отношение к выбору профессии как к неизменному

 В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

 Бытующие мнения о престижности профессии

 В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

 Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

 Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

 Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

 Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

 Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

 При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

 Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

 Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

 За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

 А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. К тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

 Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

 Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

 Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

 Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

 Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

 (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

 Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

 Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

 Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты 

Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

 Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

 Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

Позиция старших членов семьи

 Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг

 Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

Позиция учителей, школьных педагогов

 Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

Личные профессиональные планы

 Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

Способности

 О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

Уровень притязаний на общественное признание

 Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Информированность

 Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности

 Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

свернуть

Основные правила выбора профессии

ПРАВИЛО 1:

К выбору профессии, чтобы не ошибиться, нужно подходить серьезно и обдуманно. Знай, что правильно выбранная профессия принесет не только моральное удовлетворение, но и материальный достаток.

 В первую очередь, не ленись, будь активен в осуществлении профессионального выбора. Обдумывай, осмысливай каждый сделанный шаг в направлении профессии. Только тогда Ты сможешь быть уверен, что сделал все для того, чтобы выбранная профессия приносила Тебе огромное удовольствие, была интересна на протяжении всей жизни. А любимая работа в большинстве случаев приносит не только моральное удовлетворение, но материальный достаток.

Ведь профессионал — это, в первую очередь, тот, кто увлеченно работает и постоянно совершенствует свое мастерство. А это уже внушает уважение со стороны работодателей, подпитывает их желание удержать таких специалистов и, соответственно, платить им больше, чтобы не потерять свои высококвалифицированные кадры.

 ПРАВИЛО 2:

Нельзя позволять друзьям и родственникам давить на выбор и принимать за себя решение. Учти их мнения как варианты выбора и внимательно, будто под микроскопом, изучи каждый в отдельности.

 Ты также должен понять, что никто не сделает за Тебя профессиональный выбор. Тебе самому поступать в профессиональное учебное заведение, самому учиться и опять же Тебе работать по выбранной профессии в дальнейшем. Если на Твое решение пытаются не просто влиять, а давить родственники и друзья, не позволяй им делать это. Обидно будет, если вдруг выбранная за Тебя профессия окажется совсем не интересной. Но это не значит, что Ты должен решительно отвергнуть предложенные друзьями и родственниками варианты. Не ограничивай свой выбор. А вдруг среди этих профессий окажется та, которая идеально Тебе подходит? Поэтому советую принять со стороны все мнения и суждения в отношении профессий для того, чтобы расширить спектр поиска, а затем обдумать каждую из них по предложенной в этой книге схеме.

ПРАВИЛО 3:

Нельзя увлекаться внешней стороной профессии. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Поста­райся предусмотреть все плюсы и минусы своего профессионального выбора.

 Кроме того, Ты должен учитывать, что за названием профессии скрывается много различных факторов и характеристик, касающихся условий, предмета труда, вида и характера деятельности и многого другого, поэтому не исключено, что, увлекшись внешней, привлекательной стороной профессии, Ты упустишь ее теневую, негативную сторону.

 ПРАВИЛО 4:

Чем  больше расспросишь и узнаешь о профессиях, тем больше можешь быть уверен в том, что предусмотрел все последствия  того или иного профессионального выбора.

 Для того, чтобы взвесить и проанализировать все стороны профессии и понять, насколько она Тебе подходит, наверняка понадобится помощь и                 чей-то совет. Поэтому не стесняйся расспросить родственников, учителей, школьного психолога, представителей различных профессий, с которыми Ты сталкиваешься практически каждый день. Советую также обратиться в Центр профессиональной ориентации молодежи, где опытные консультанты не только расскажут о разных, даже самых «экзотических» профессиях, но и помогут  выявить  Твою профессиональную пригодность. Чем больше будешь спрашивать о различных профессиях, тем осведомленнее станешь, тем яснее поймешь, чего хочешь и что можешь получить.

ПРАВИЛО 5:

Профессию нужно выбирать с учетом своих способностей, склонностей, интересов, талантов и желаний.

 Также обязательно надо учитывать, что для достижения успехов на профессиональном поприще, помимо огромного желания овладеть той или иной профессией, необходимо иметь внутренние склонности, способности, таланты к данному виду деятельности. Иначе может случиться так, что, уже имея  документ о соответствующем профессиональном образовании и работая по выбранной без учета своих личных качеств специальности, Ты станешь быстро уставать от своей работы, а совершенствоваться в профессиональном плане тебе просто не захочется (потому что к неподходящей работе быстро исчезает интерес), и, в конце концов, просто сменишь вид деятельности. А для этого Тебе снова придется учиться и заново начать свой профессиональный рост, карьеру, в то время как Твои ровесники уже достигли определенной стабильности и успешны в работе.

Это далеко не все правила, которые необходимо молодому человеку учитывать при выборе профессии. Есть еще одно — самое главное, учитывая которое, Ты можешь быть уверен в успешности своего профессионального выбора.

 ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: 

При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам.

свернуть

Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Решение об открытии профильных классов в конкретном учреждении образования будет принимать его руководитель, согласовывая это решение с учредителем. Профильный класс может быть открыт только при соблюдении комплекса условий. Среди этих требований - наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов. В частности, необходимо иметь оснащенные учебные кабинеты физики, химии, биологии и др., позволяющие в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день. 

Пойти учиться в 10-й профильный класс можно в любом учреждении образования при наличии свободных мест. Победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам будут зачисляться в профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам.

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам. 

Какими могут быть профильные классы:

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы. Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы. При реализации этой модели возможны два варианта. Первый - один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех, а другие учебные предметы - разные для разных учащихся. Второй вариант - в одном 10 классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение). Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев). Как будет разрабатываться учебный план Министерство образования предлагает осуществлять разработку учебного плана учреждения общего среднего образования по следующему алгоритму. Учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы (гимназии, лицея), в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях. Учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения образования. На основе этой информации и с учетом возможностей учреждения образования будет определяться количество направлений, по которым учащиеся желают обучаться. Это может быть всего несколько конкретных направлений (например, физико-математическое и химико-биологическое; химико-биологическое и гуманитарное) или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне. Исходя из этих данных и формируются профильные группы учащихся. Для чего нужны педагогические классы?  В учреждениях общего среднего образования могут открываться классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей. Педагогические классы формируются по тем же правилам, что и обычный профильный класс. Ребята, которые проходят обучение в педагогических классах, будут изучать на повышенном уровне те предметы, учителем которого они планируют стать в будущем. Кроме того, они должны обязательно освоить программу факультативного занятия "Введение в педагогическую профессию. X-XI класс". Сегодня рассматривается возможность особого порядка приема в вузы на педспециальности для тех ребят, кто окончил педагогические классы.

свернуть