Советы дефектолога

Описание деятельности учителя-дефектолога

Задачи дефектологической службы школы

  • Оказание своевременной квалифицированной дефектологической помощи детям с особенностями психологического развития, коррекция нарушений развития в процессе специальных занятий, содействие в достижении уровня общеобразовательной подготовки;
  • реабилитация и своевременное выявление, учет и раннее диагностирование детей с особенностями психофизического развития;
  • проведение консультативной работы среди педагогов, воспитателей, родителей.
  • коррекция недостатков нарушения звукопроизношения, преодоление нарушений письма и чтения

Основная деятельность учителя-дефектолога

  • Компенсация и коррекция имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.
  • Постановка и автоматизация звукопроизношения

Основные формы работы

  • Учебные, коррекционные занятия
  • Консультации для родителей и педагогов

 

Большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому только  занятия учителя-дефектолога  в школе не дадут результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

Советы по развитию памяти у первоклассников

06.10.2020

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания.

Что нужно делать, что бы развить память у ребенка? Необходимо учесть следующие важные моменты:

- чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ему понять, что интересуемся его персоной;

- спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ему оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;

- необходимо быть очень осторожными с телевизором. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-и минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

Предлагаем ряд заданий для развития памяти у детей:                            

Задание 1. Взрослый выкладывает на столе в определённой последовательности несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребёнок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Задание 2. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок должен вспомнить и воспроизвести как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.

Задание 3. Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракетка, голубая коляска, красная машина), а ребёнок должен повторить их в заданной последовательности.

Задание 4. Взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки, а ребёнок должен догадаться, что забыл нарисовать художник (например, у куклы – ногу, у белки – хвост и т. д.).

Задание 5. На столе раскладываются счётные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, затем сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: а) образец остаётся перед глазами ребёнка; б) образец убирается. Можно эти фигуры выкладывать из кубиков.

Успехов Вам! 

 

свернуть

Инклюзивное (включенное) образование в Республике Беларусь

27.02.2020

В системе образования нашей страны создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и обучать его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование - подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: новые методики обучения, адаптированный учебный план.
Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».

свернуть

Комплекс упражнений для занятий с ребенком дома

17.01.2020

Уважаемые  родители!

Предлагаем  Вам комплекс упражнений, которые Вы можете использовать для занятий с ребенком  дома.

Упражнения на развитие внимания

1. Срисовывание картинки по точкам

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом нарисовать такой же рисунок.

Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

2. "Нарисуй узор" - графические диктанты(выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

3. "Зашифрованные цвета"

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка, раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым – все сектора "А", зеленым – все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

 1.«Заметить все»

Положить в ряд 7–10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их  на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы на 10 секунд, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы на 10 секунд Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

2.«Ищи безостановочно»

В течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу ребенок начинает перечислять,  родители могут дополнить.

Рекомендации, как вести себя с заикающимся ребенком:

  1. Не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  2. Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
  3. Объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  4. Поощряйте его общение с другими детьми;
  5. Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

свернуть