Рекомендации СППС

Подготовка к экзаменам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой.
2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
3. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
4. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
5. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых.
6. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
7. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
8. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.
9. Накануне экзамена откажитесь от вечерних занятий, по возможности совершите прогулку и пораньше ложитесь спать.
10. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительных таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
11. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
12. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

Желаю удачи!

свернуть

Здоровый образ жизни

Скажи "НЕТ" табакокурению!

Пивной алкоголизм у подростков

Что нужно знать о наркотиках

Семья без насилия

Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.
Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.
Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:
1. Увлечённость на стадии освоения
Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.
В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
2. Состояние возможной зависимости
Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.
В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.
4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни. Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция илечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.
В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».
В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:
1. Развивать
2. Не содержать бранных слов и выражений
3. Не формировать циничного отношения к действительности
4. Не содержать агрессивной информации
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям
6. Не учить противозаконным поступкам
7. Не уродовать внешний облик человека
8. Не содержать сексуальной тематики
Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.
Некоторые правила техники безопасности для родителей
• Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня
• Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день
• От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день
• Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день
• Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы)
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям
4. Прививать ребёнку семейное чтение
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно)
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

свернуть

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Физическая и психологическая зрелость являются тем фундаментом, на котором строится обучение в начальной школе, поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен в учёбе, проверьте, достаточно ли у него сформированы перечисленные ниже качества. Вы ещё можете за оставшееся время до школы наверстать упущенное или продумать наиболее подходящий план для обучения вашего малыша.

У детей, идущих в школу, должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

 Познавательные :  

-  ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся различных предметов и явлений (Как? Почему? Зачем?) – интересуется причинно-следственными связями;

-  умеет видеть целое и его части;

-  умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты;

-  понимает изображения и описывает их с помощью изобразительных средств, высказывает своё отношение к увиденному;

- имеет  представления о пространстве (право, лево, верх, низ) и времени (времена года, дни недели, месяцы).

Желательно уметь читать по слогам.

 Регулятивные :

- ребёнок  умеет следовать образцу, правилу, инструкции;

- может быть самостоятелен в различных видах деятельности;

- может доводить начатое дело до конца;

- ориентируется на листе бумаги, имеет хороший уровень мелкой моторики;

- способен сдерживать свои эмоции;

- выполняет правила гигиены, ухаживает за собой (за телом, за одеждой);

- ориентируется в правилах безопасности для себя и окружающих.

 Личностные :

- ребёнок  имеет представления о себе (кто Я – пол, возраст, внешность, имя, родители, где живу, что люблю делать, что нравится, что не нравится) ;

- положительно к себе относится;

- оценивает свои поступки  в соответствии с моральными нормами.

 Коммуникативные :

- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- участвует в совместных играх, принимает правила игры;

- способен договариваться с другими, доброжелателен и уважителен к другим;

- умеет слушать и слышать других, сочувствовать товарищу.

 Для развития мелкой моторики помогут такие занятия  как лепка из теста, глины, пластилина, вырезание ножницами, вязание узлов, вышивание, вязание на спицах, завинчивание, закручивание, прибивание, приклеивание, раскрашивание, рисование, перебирание крупы, складывание мозаики, штриховки картинок.

Если ребёнок левша, не надо его переучивать во избежание дальнейших осложнений и невротизации ребёнка. Для подтверждения левшества можно просто понаблюдать за ребёнком, а затем обратиться к специалисту для уточнения. По возможности стараться развивать обе руки.

Развитие психических процессов вы можете проверить уже заранее у специалистов – психологов. За консультацией вы можете обращаться к психологу вашего учреждения образования.

свернуть

Советы родителям пятиклассников

Уважаемые родители наших пятиклассников!

У вашего ребѐнка наступила ответственная пора, он перешѐл
на II ступень обучения, стал пятиклассником! Это очень
ответственный и сложный период в жизни каждого
школьника. Четыре года (с 1 по 4 класс) вашего ребѐнка
сопровождала учитель начальной школы, которая, как правило, была с ним на
протяжении всех четырѐх-пяти уроков по школьному расписанию. Теперь каждый
предмет ведѐт новый для ребѐнка учитель, педагог узкой специализации. У каждого
педагога свой характер, своя методика преподавания, свой стиль общения с детьми.
Вашим детям необходимо адаптироваться к новым условиям. Наша задача – помочь
им в этом непростом вопросе.

Правила общения с ребёнком:

1.Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если
Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье
произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка
(развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного
ребенка и т.п.) сообщите об этом классному руководителю.
2. Проявляйте интерес к школьным делам вашего ребенка, обсуждайте сложные
ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Участвуйте в неформальном общении
со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
3. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
4. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в
период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к
самостоятельности постепенно.
5. Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками, предоставьте возможность
общения детям в выходные дни у вас дома с целью иметь возможность наблюдать за
поведением детей, стилем их общения, влиять на правильное развитие их
взаимоотношений.
6. Недопустимы физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключите
такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
7. Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению в 5
классе. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,
новому ритму обучения, порой быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
8. Предоставьте ребенку больше самостоятельности в учебной работе и организуйте
обоснованный контроль за его учебной деятельностью.
9. Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Используйте стимулы
морального поощрения.
10. Помните, что основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются
терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в
семье для ребенка.

Пусть вам помогут советы практикующего психолога:

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение
которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник
нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда
может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для
пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины
его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно
бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность
обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Психологи рекомендуют обратить внимание на следующие способы преодоления тревожности пятиклассников:

1. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
2. Доверяйте ребенку.
3. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
5. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
6. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин
того, что разрешали раньше.
7. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
8. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
9. Не унижайте ребенка, наказывая его.
10. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
взрослых людей.
11. Помогите ребѐнку найти дело по душе.

 

свернуть

Рекомендации для родителей «Быть другом своему ребенку»

Часто встречаются ситуации, когда ребенок отдаляется от своих родителей. Что же делать, чтобы этого избежать и стать ребенку не просто родителем, а другом?

- Ребенок = личность. Многие родители почему-то считают, что ребенок – это их собственный кусочек пластилина, из которого они могут слепить все, что им захочется, «по образу и подобию своему», так сказать. Но это не так. Ребенок – это самостоятельная личность, которая хочет идти своим путем.

- Некоторые родители грешат сожалением о несбывшихся надеждах в адрес своих детей. Поймите, это жизнь Вашего ребенка и его выбор. Вы всегда можете подстраховать и помочь ему в трудную минуту, но никак не указывать ему. Вы можете подсказывать ему и высказывать свою точку зрения, а не «как я сказал, так и делай».

- Научитесь слушать и слышать своих детей. Вам может казаться, что проблемы ребенка ерунда и все пройдет все само собой. Но поймите – для ребенка это ВАЖНО СЕЙЧАС. Если он решил с Вами поделиться, значит он переживает. Его вы выслушаете его сейчас, то он придет к Вам позже, с более глобальными проблемами, а если не услышите, увы, таких разговоров может больше не состояться.

- Относитесь к ребенку как ко взрослому, это поможет ему быть более самостоятельным и почувствовать ответственность. Советуйтесь, покажите ребенку, что его мнение для Вас важно. Вместо дорогих подарков – дарите эмоции!

свернуть