О СППС

педагог-психолог Парфенова Т.А., социальный педагог Селистровская И.В..

СППС – это социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования.

Социально-педагогическая и психологическая служба обеспечивает социально-педагогическую поддержку учащимся и оказывает им психологическую помощь.

Основным из направлений нашей работы является работа с родителями. В рамках сотрудничества и взаимодействия школы и родителей используются традиционные формы работы:

  • родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания;
  • обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы;
  • родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.

Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки, представителей ИДН, КДН, социального приюта, секторов охраны детства), использования технического оснащения.

Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации мероприятий педагогического просвещения родителей в общеобразовательных учреждениях:

  1. Приоритет семьи в воспитании ребенка
    1. Семья и ее роль в воспитании детей
      • Воспитательный потенциал семьи.
      • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
      • Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
      • Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
      • Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
      • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
      • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
      • Диалог в семейном общении.
      • Принципы творческой педагогики в семье.
    2. Уклад жизни в семье
      • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
      • Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
      • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
      • Место традиций в современном семейном укладе.
      • Этика и эстетика семейного быта.
      • Возможности воспитания трудом в современной семье.
      • Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.
      • Искусство создания детского праздника.
      • Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
      • О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
      • Традиция семейного чтения.
  2. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
    1. Школа как открытая социально-педагогическая система
      • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
      • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
      • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
      • Модель работы социального педагога с семьей.
      • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
    2. Здоровый ребенок — здоровое общество
      • Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.
      • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
      • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
      • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
      • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
      • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
  3. Особенности детской и подростковой психологии
      • Что такое личность? Иерархическое строение личности.
      • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
      • О развитии самосознания у детей и подростков.
      • Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
      • Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.
      • Нравственный облик и поведение человека.
      • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
      • Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
      • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
  4. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
      • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
      • Правовая и экономическая зашита личности ребенка.
      • Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Цель психолого-педагогического просвещения и образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Эти мероприятия становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.